Киевская Духовная академия и семинария, размещавшиеся на территории Нижней Лавры, ушли в "бессрочный отпуск". Частное имущество обучавшиеся в них люди уже вывезли - кто в арендуемое в Киеве жильё, а кто в обители на Западной Украине. Намеренно не называю эти монастыри УПЦ, поскольку инспирированные националистами групповые налёты на эвакуированных более чем реальны.
Украиноязычный сегмент соцсетей пестрит неумными шуточками и улюлюканьем вслед покидающим Лавру священнослужителям и инокам. Мол, выносят с собой столы и стулья…
При этом противники УПЦ не упоминают известный факт: на момент возвращения Киево-Печерской лавры Украинскому экзархату Русской Православной Церкви в конце 80-х годов прошлого столетия в историко-культурном заповеднике из теперешнего бесценного собрания реликвий можно было созерцать разве что мощи печерских святых. Приданием лаврским церквям "подобающего вида" мы обязаны исключительно верующим РПЦ. Безвозмездно передававшим Печерской лавре драгоценные предметы культа, чудом уцелевшие в годы жестких антицерковных гонений. Некоторая часть древних икон, к слову, попала в Лавру с территории РСФСР, от "рядовых православных", а ещё по благословению тогдашних высоких духовных чинов РПЦ.
Когда наверху поняли, что из Лавры населявшие ее верные УПЦ церковники имеют право вынести буквально всё, причем на законных основаниях, устами "самых известных религиоведов" власти принялись увещевать: оставьте же ну хоть что-нибудь, явите великодушие.
Еще один щекотливый момент - дальнейшая судьба икон и других раритетов, переданных Лавре в качестве даров от современных политиков Украины, России, Сербии, Румынии, Молдовы, Белоруссии, прочих православных государств, ну и крупных бизнесменов разного происхождения. Межведомственная комиссия уже столкнулась с массой таких "неоформленных" подарков. Отойдут ли они Киево-Печерскому национально-культурному заповеднику или будут вывезены из монастыря руководством УПЦ? По украинскому законодательству, государство вообще-то не имеет права на их прикарманивание, если предметы имеют соответствующие договоры дарения, в которых указана приблизительная стоимость иконы.
Если всё-таки отбросить материальное и сосредоточиться на высокодуховном, центр русского православия, которым издавна считается Киево-Печерская Лавра, после исхода священников и монахов УПЦ по определению не может пустовать. В нее, как обещают официальные власти Украины, могут свободно вселяться и сербы, и румыны, и молдаване, и болгары, и греки. То есть представители любой из православных конфессий Европы. Но захотят ли, став свидетелями творимого с УПЦ на Украине?