Напомним, 15 марта в пресс-службе маркетплейса, куда «МК» обратился за комментарием, отвергли факт «бунта», заявив, что те недовольные партнеры (владельцы ПВЗ), которые пришли к московскому офису высказать свои требования, «представляют лишь 0,1% от их общего количества».
Волна забастовок, которая вылилась в закрытие по всей стране отдельных пунктов выдачи заказов, началась с того, что 3 марта Wildberries ввел новую систему штрафов. По новым правилам, если покупатели возвращают товар на склад из-за брака или его подменяют недобросовестные сотрудники ПВЗ или клиенты, заплатить за это должен владелец ПВЗ. В Wildberries объяснили новые драконовские методы так: «по результатам анализа внутренний алгоритм заключил, что в 98% случаев подмены или порчи товаров виноваты работники пунктов выдачи». При этом никаких опций по оспариванию штрафов предусмотрено не было.
– Мне в нашем пункте сотрудники жаловались, что с них вычитают деньги, если кто что сворует или во время примерки в кабинке подменят дорогую вещь на дешевую (или порвут ее, примеряя), – рассказала «МК» москвичка Анастасия. – Недавно, как они рассказали, девушка в кабинке подменила джинсы за 7 тыс рублей на свои дешевые. Сотрудники на выдаче пытаются всех призывать распаковывать товар, не отходя, под камерой. Но когда идет большой поток людей, это невозможно. К тому же, кому-то может быть стыдно перед всеми распаковывать заказанные вещи (трусы, лифчики, игрушки для секса...). В обычных магазинах тоже могут подменить одежду или своровать, и процент «на воровство» закладывается в цены товара. А в Wildberries, получается, за такие случаи списывают деньги с работников и владельцев пункта..
Кстати, как нам пояснил один из сотрудников компании, «штраф ложится на владельца ПВЗ, а штрафовать сотрудника или нет, это решение владельца».
Головной офис Wildberries поначалу «в штыки» воспринял «бунтарей» и принял к ним жесткие меры. Повсеместно начала распространяться информация, что 15 марта гигант-маркетплейс уведомил 10 пунктов выдачи заказов о том, что блокирует их работу и попросил вернуть поступившие в пункты товары по заказам граждан. Такие уведомления получили владельцы тех точек, которые днем ранее возмутились действиями компании. Появились сообщения, что маркетплейс установил штраф в 100 000 рублей, который «накладывается теперь в случае выявления Заказчиком (маркетплейс) фактов распространения Исполнителем (ПВЗ) недостоверной, вводящей в заблуждение, подстрекающей к противоправным действиям информации, распространение информации, которые выражают неуважительное и негативное отношение к Заказчику».
Противоборство «хозяина» и «подданных» привлекло внимание прокуратуры и депутатов Госдумы. По инициативе первого заместителя председателя Комитета по контролю Госдумы Дмитрия Гусева 15 марта прошла встреча с владельцами ПВЗ и представителями площадки Wildberries.
– Мы передали Wildberries все претензии и требования владельцев пунктов выдачи заказов и обязали их до пятницы ответить по каждому пункту, – рассказал «МК» Дмитрий Гусев. – В пятницу, 17 марта, должна пройти следующая встреча в Государственной Думе между представителями маркетплейса, депутатами и владельцами ПВЗ. Ждем от компании Wildberries ответы на все вопросы. Уже сегодня мы видим, как они начали выплачивать деньги. И от них в ближайшее время должно последовать заявление.
Скандал с Wildberries дошел и до министра труда России Антона Котякова, который прокомментировал его так: «Сейчас к Wildberries приковано много внимания со стороны Роструда, со стороны депутатского корпуса, Минпромторга, с ситуацией разбираемся. Мы сейчас пока работаем с документами, с заявлениями граждан».
Что касается требований бастующих, то они выложены на телеграм-канале, специально созданном 15 марта для этой акции: «Отменить долги за брак и подмену; убрать операцию «брак/подмена»; улучшить инструмент по оспариванию долгов и реализовать возможность переноса ответственности на других лиц; добавить возможность оспаривать все виды удержаний; понизить уровень удержаний до прежних значений – 25% от смены».
– Мое личное впечатление как поставщика от работы с WB – ужас и кошмар, – обратилась с жалобой в редакцию «МК» после выхода нашей первой публикации одна из поставщиков Светлана. – На складах царит бардак. Мы доказываем с помощью видео, что товар нами отгружен качественный и в полном объеме заказа, но нет... Каждый раз то недостача, то брак. То есть, на входе уже с поставщика снимают деньги. А попробуйте забрать свой товар из Wildberries! Во-первых, это практически невозможно, а если и добьешься возврата, то такой хлам пришлют! Впечатление, что они там на складе специально уродуют товар. Вообще, в компании такая установка: «Только мы правы, а все остальные не правы». Даже этот их ответ владельцам ПВЗ: «Не нравится – закрывайтесь». Люди вложили деньги, раскручивали вам точку, а вы чуть что – закрывайтесь!
Воют от штрафов и работники складов Wildberries, которые пока что не бастуют, а лишь возмущаются в соцсетях. Но зреет бунт и среди них. «Работаю с декабря, весь декабрь зарабатывал отлично, штрафы были, но я их не замечал, так как отбивал все заработком сполна, – поделился с «МК» работник одного из складов в Санкт-Петербурге. – А с января начали приходить очень странные штрафы. В день я мог сделать по 7-9 тысяч рублей, но штрафов на этот день могло прийти от 100 рублей до 3000 тысяч рублей, а у ребят были штрафы и больше!». Штрафы, по словам сотрудника, начисляются за потерю товара либо за его неправильную сортировку, за порчу товара, нарушение правил техники безопасности и всякого рода правил нахождения на складе.
Кстати, мужчина сообщил нам, что в феврале у работников склада были попытки бастовать: «Подговаривали работников перед 23 февраля не выходить вообще на работу, и не только на нашем складе, но мало кто согласился».
И все же, забастовка начала давать свои плоды. Пресс-служба гиганта-маркетплейса дала «МК» следующие разъяснения:
– Wildberries улучшил сервис арбитража по оспариванию начислений за подмену товаров и приостанавливает новые начисления до доработки новой системы контроля подмен, – объявила пресс-служба. – По результатам встреч с инициативными группами по тестированию механизма усиления контроля за подменами товаров со стороны владельцев и сотрудников ПВЗ, онлайн-платформа усилила систему арбитража и улучшила обратную связь
В Wildberries также заверили, что пытаются «совместно с другими сторонами сделать механизм контроля за подменами товаров более эффективным». А благодаря «усилению каналов обратной связи были отменены свыше 10 000 некорректных штрафов за подмены товаров, в ближайшее время они будут отражены на балансах ПВЗ».
Ну, а соцсети, тем временем, запестрели объявлениями о продаже ПВЗ. Даты выставления на продажу – с 4 по 16 марта. Цена варьируется от 200 000 руб. до 3 млн. руб. Продаются ПВЗ повсеместно: Нижегородская область, Краснодарский край, Крым, Владимирская область, Московская, Санкт-Петербург, Башкортостан... Один из источников сообщил «МК», что точки продавали и раньше, но все же массово от них стали избавляться с начала марта и особенно в последние дни.
А кто-то из сотрудников даже предположил «крах империи Wildberries».
– Не думаю, что Wildberries совсем закроют, все-таки большая часть ПВЗ работает, – ответила на это одна из владелиц ПВЗ в Иркутской области. – Я сама работаю здесь и мы не закрываемся, не бастуем. В нашем городе закрылся вчера всего один пункт, остальные спокойно продолжают функционировать.