«На фоне политических событий 2022 года на второй план отошли события и мероприятия, связанные с распространением коронавирусной инфекции. Например, в январе 2023 года количество официально инфицированных COVID-19 в России было минимально с июля 2022 года, а относительно января 2022 года снизилось в 10 раз», — рассказывает Сергей Шуляк.
За прошлый год российский рынок покинуло более 250 товарных наименований лекарств, однако, как успокаивает председатель СРО «Ассоциация независимых аптек», глава Альянса фармацевтических организаций Виктория Преснякова, поводов для паники нет: «Просите врача, чтобы он подсказал вам препараты для замены, дженерики и аналоги препаратов в аптеках есть. Да, перебои с поставками есть, и надо привыкать жить в таких условиях».
Из оптимистических новостей: при сокращении импорта готовых зарубежных лекарств выросли поставки в страну фармсубстанций для производства препаратов. Импорт субстанций в упаковках вырос на 22%, на фоне чего активизировалось российское фармпроизводство.
Спрос на лекарства упал, но количество аптек выросло, как и обороты рынка, которые растут за счет повышения цен. По данным на начало 2023 года, в России работало 70,4 тыс. аптек, что почти на 4 тыс. больше, чем было в начале 2022 года. Рост произошел в основном за счет прироста федеральных сетей. На 100 тысяч населения в России 48 аптек. Но в Брянске, например, этот показатель составляет 71, а в Дагестане — 11.
А вот с производственными аптеками, о развитии которых власти сегодня кричат на каждом шагу, пока все печально: их на всю страну всего 450. При этом, как откровенно отметила президент Самарской областной фармацевтической ассоциации Елена Гладкова, бизнесу они совершенно неинтересны, и он считает их развитие нецелесообразным. При этом в отдаленных уголках страны дефицит аптек весьма серьезный. Сейчас эксперты предлагают несколько путей решения этой проблемы. Например, создание лекарственных автолавок. Или, как считает глава Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев, открытие социальных аптечных киосков, которые работали бы по упрощенной системе с ограниченным ассортиментом лекарств.
Г-н Шуляк прогнозирует, что в 2023 году емкость рынка может вырасти в зависимости от тех событий, которые могут на нем превалировать: здесь играет роль и снижение покупательской способности населения, и рост доли отечественных производителей, и смещение спроса в сторону более дорогостоящих препаратов, и компенсационный рост цен на лекарства за счет событий, которые произошли в 2022 году, и общее увеличение уровня заболеваемости по основным классам болезней. К примеру, рост рынка в этом году ожидается за счет роста респираторных заболеваний (10%), болезней нервной системы (на 8%), костно-мышечной (на 7%) и кожных заболеваний (на 5%).
С 3,7 до 7,5% за год вырос индекс инфляции цен на лекарства, Ну и, наконец, традиционно снижается доля дешевых препаратов в аптечном сегменте. Так, в прошлом году фармрознице были представлены 2402 наименования препаратов стоимостью до 50 руб. Это на 41% меньше, чем годом ранее, и вдвое меньше, чем в 2020 году.