Один из туристов, Сергей, который возвращается с горнолыжного курорта домой, в Россию, рассказал, что на грузинской границе они простояли утром, 9 марта, около 10 минут. А чтобы преодолеть российскую границу, им потребовалось 3 часа.
Погранпереход Верхний Ларс работает сейчас в круглосуточном режиме. Пропуск машин чуть замедляется только во время пересменок.
Водители сообщают, что большегрузы пропускают то с одной стороны, то с другой. На нейтралке — большая пробка. Стоят фуры из Турции, Грузии, России, Армении.
— Если едете из Тбилиси во Владикавказ на легковушке, будьте готовы простоять в пробке 4–5 часов, — говорит представитель одного из крупных перевозчиков Заур. — Вся нейтральная полоса — от грузинской границы до российской — забита машинами. Через КПП на грузинской стороне можно пройти достаточно быстро, они оперативно пропускают все автомобили. А вот на контрольно-пропускном пункте при въезде в Россию весь транспорт тщательно проверяют. Хотя там открыты сейчас все полосы для движения. Просто машины в гигантских количествах все прибывают, и прибывают. И это происходит отнюдь не из-за того, что дорога была три дня закрыта из-за снегопада. Я беседовал со многими нашими водителями. Это возвращаются те, кто уезжал из России в сентябре.
Заур говорит, что недавно также был закрыт перевал и дорога на 4 дня. Но такой пробки потом не было.
— Народ стал покидать Грузию из-за беспорядков и митингов в Тбилиси. Наши водители, которые сейчас стоят в пробке, говорят, что машин 15-го региона (Республика Северная Осетия-Алания), которые занимаются перевозками на этом участке, совсем немного. В основном едут автомобили иногородних регионов, практически со всей России.
Заур говорит, что те, кто покидает Грузию, делятся, что опасаются за свою жизнь и жизнь своих детей.
— Все они изрядно напуганы из-за событий, которые происходят в Тбилиси. На митингах, которые организовала оппозиция, толпа наряду с антиправительственными лозунгами выкрикивала и антироссийские лозунги. Немало среди простых грузин тех, кто особо не вникает, что это за законопроект об иноагентах. Им внушили, что это делается с подачи России, что это — «рука Москвы». Они и пошли махать флагами ЕС и США, «за демократию», не задумываясь, что в той же Америке есть более жесткий аналог подобного закона, который был принят в 1938 году.
Заур говорит, что те россияне, кто покидает сейчас Грузию, опасаются, что события будут и дальше развиваться в негативном свете, что Тбилиси станет «горячей точкой».
— По улицам Тбилиси ходят агрессивно настроенные молодые люди, они рвутся в Евросоюз, настроены против России, против русских. Машины с российскими номерами для них как красная тряпка для быка. Утром хозяева нередко находят машины с проколотыми колесами. Парень, которого мы сегодня вывозим из Грузии, рассказывал, что ехал утром по проспекту Руставели и видел, как дворники после разгона митинга оппозиции убирали кучи мусора. Там были и железные прутья от ограды, и выломанные из окон металлические решетки, и обломки от входных дверей здания парламента, и какие-то ящики. Рядом стояли сожженные автомобили. Витрины многих магазинов были разбиты. А вечером толпа снова собирается выйти на площадь.
— Среди тех, кто покидает сейчас Грузию, есть туристы?
— Туристов в Грузии сейчас очень много, в самом разгаре горнолыжный сезон. Гудаури сейчас полностью заполнен, в отелях не найдешь свободных мест. Но с лыжами сейчас как раз мало кто возвращается. У наших водителей на машинах стоят специальные крепления для горных лыж, они не задействованы. Горнолыжники, пока у них не кончится запланированный отпуск, в авральном порядке не выезжают.
Заур говорит, что закрытие Крестового перевала зимой и ранней весной — обычное явление.
— Есть пять-шесть опасных участков, где после обильного снегопада сходят лавины. Местные службы не кидаются сходу расчищать дороги, вызывают сначала специалистов, которые определяют риск схода новых лавин в ближайшее время. Не пускают технику, опасаясь за людей. Выжидают. Когда опасность схода лавин исчезает, начинают чистить. Позавчера, например, начали чистить, а когда машины были уже на середине дороги, поднялся ураганный ветер. И дорогу снова стало заметать снегом.
— Как часто случаются подобные авралы?
— Бывает и в мае снегопад. Погода в горах — непредсказуемая. Можно пересечь Верхний Ларс, а потом застрять в городке Степанцминда, просидеть несколько суток в ожидании хорошей погоды, когда откроют участки дороги между селом Коби и курортом Гудаури. Те, кто застревает на Крестовом перевале, могут укрыться в действующем монастыре, монахи привечают всех путников. В прошлом году, например, лишь несколько раз закрывали дорогу. Год был благоприятный. У всех наших водителей с собой в багажнике лежат цепи, которые при обледенении они надевают на колеса.
Как говорит начальник Северо-Кавказской военизированной службы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы Хизир Хусейнович Чочаев, в Грузии не проводится предупредительных спусков лавин, как в России. Склоны не обстреливаются снарядами из пушек. Синоптики у них наблюдают за погодой в горах. Следят за показаниями, которые приходят с метеостанций, за состоянием снега и составляют бюллетень лавинной опасности.
— Скорее всего, ограниченный бюджет не позволяет Грузии содержать подобную военизированную службу, как у нас, — говорит Хизир Чочаев. — При мощном снегопаде, когда возникает угроза схода лавины, дорожная полиция у них просто закрывает дороги. Они ждут, когда появится видимость, снег прекратится, потом расчищают дорогу и пропускают машины. У них так всегда — как обильный снегопад, очереди из машин доходят аж до Нальчика.
Серьезная реконструкция Военно-Грузинской дороги в Грузии не проводилась почти 80 лет, хотя здесь и установлены противолавинные галереи.
— Уже несколько лет в Грузии через Главный Кавказский хребет пробивают тоннель длиной в девять километров и шириной 15 метров. Он пройдет под Крестовым перевалом (самая высокая точка Военно-Грузинской дороги — 2395 метров) и выйдет к российской границе, чуть выше Верхнего Ларса. Для строительства этого тоннеля была специально создана буровая машина с минимальными вибрациями. Предполагается, что к концу года тоннель будет готов. Автомобильный транспорт на самом неудобном участке пути пойдет уже не по серпантину Крестового перевала, а будет двигаться по безопасному подземному пути — тоннелю. Курорт Гудаури, соответственно, избавится от пробок и транзитных грузовиков.