Четыре статьи за одно чтение
«Обращаемся к вам в целях оказания содействия в восстановлении справедливости и недопущения вынесения незаконного уголовного наказания» — этими словами начинается письмо, которое поступило ко мне, как члену СПЧ, в защиту режиссера-постановщика детской театральной студии «Инфанта» 30-летнего Григория Береснева (также является актером драматического театра «Колесо», чтецом и мастером художественного слова Тольяттинской филармонии).
Ровно половину своей жизни он занимается театром, причем все время работал с детьми. Кстати, сам отец двух малышей — одному годик, второму три.
В студии «Инфанта» в его группе занимались около 30 детей в возрасте от 11 до 16 лет. Ставили спектакли, готовили этюды на тему современных сказок (в том числе по книгам «Веселый Роджер», «Гарри Поттер»). Дети всегда были в восторге. Забегая вперед, скажу, что ни один из признанных потерпевшими не сказал, что ему что-то не нравилось на занятиях.
— Я знаю его много лет, — говорит мама одной из «потерпевших» (в кавычках, потому что таковой ни свою дочь, ни себя не считает) Ольга. — До того как он стал работать в «Инфанте», делал огромный проект — мюзикл «Том Сойер». Там мы и познакомились. Я привела дочь и ни на секунду не пожалела. Он специалист высокого уровня. С детьми всегда был, как бы выразиться, «на одной волне». В «Томе Сойере» были задействованы дети с первого по девятый класс, и их больше 50 человек. Никаких жалоб на него никогда не слышала. Напротив, все его любили. И он был такой влюбленный в свое дело, глаза горели! И тут по какой-то глупости дети теперь лишены возможности заниматься с таким профессионалом. Я в крайнем возмущении от происходящего! Тем более что моя дочь из всего списка потерпевших (а их шесть, и все — девочки) занималась с ним, наверное, дольше других.
В этой истории не было никаких подковерных интриг, Григорий никому не перешел дорогу, не конфликтовал. Он просто однажды, по мнению следствия, неправильно предложил пьесу для очередной постановки, с которой шесть участниц театральной студии ознакомились путем личного прочтения. И скандал разразился из-за произведения, к репетиции которого молодой режиссер-постановщик даже не приступил.
СПРАВКА «МК»:
Что вменятся режиссеру детской театральной студии:
— ч. 3 ст. 135 УК РФ — «Совершение развратных действий без применения насилия в отношении двух или более лиц, не достигших 14-летнего возраста»;
— п. «б» ч. 4 ст. 132 — «(Насильственное) совершение действий сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста»;
— п. «а» ч. 2 ст. 242.1 УК РФ (6 эпизодов) — «Распространение, публичная демонстрация и рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста»;
— ст. 156 — «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением».
Вот как разворачивались события. На одном из занятий (дело было 6 марта 2022 года) «они с детьми стали обсуждать, над каким новым проектом будут работать». Береснев предложил ребятам поставить новую пьесу — что-то современное, социальной направленности. Сначала речь шла о «Зверушкиных историях», но детям они не понравились. Тогда он вспомнил про пьесу по мотивам произведения Ребекки Причард (название указывать в газете не будем, поскольку в этом случае вдруг следователи и нас обвинят в распространении или рекламировании порнографии?!), которую он сам смотрел в 2007 году в драматическом театре, когда учился в школе, в 7-м классе. То есть ее и раньше ставили и показывали.
— Вообще это далеко не первый и не единственный случай адаптации этого произведения в России, — говорит адвокат Береснева (сам он под домашним арестом, общаться с журналистами не может). — По мотивам этой пьесы были поставлены спектакли в Тюмени, Челябинске и в других городах.
Сам Береснев помнил примерное содержание пьесы, которую смотрел в МДТ. Естественно, в театральной постановке не было ни матерных слов, ни жестоких сцен, как в оригинальном авторском произведении. О существенном различии он узнал, когда на занятии вместе с детьми начал изучать пьесу. Дело было так. Нашли в Интернете (на телефоне) и стали сразу читать по ролям.
«Мы нецензурные слова пропускали, — рассказывает одна из потерпевших девочек. — Про некоторые сцены режиссер говорил, что читать их не нужно, так как они слишком жестокие и в его версии их не будет. Мы эти сцены пропускали и переходили к следующим. Возможно, в перерыве или после кто-то прочитал сцены, которые он просил пропускать».
На том занятии присутствовало шесть девочек. Одной из них пьеса не понравилась, она ушла с занятия и рассказала обо всем маме. Пьесу кто-то скинул в общий чат, начались обсуждения. Режиссер пояснил, что в его версии не будет ни мата, ни наркотиков, ни насилия. Вскоре была готова версия Береснева. Две родительницы посчитали, что пьесу ставить нельзя ни в каком виде. Остальные, наоборот, настаивали, что нужно, потому что это убережет их детей от неправильных поступков в будущем. Но потом было еще одно собрание, где пьесу все-таки решили не ставить.
На этом вся история могла бы и закончиться. Сам Григорий в итоге пришел к выводу, что лучше отказаться от этой идеи. А когда две родительницы устроили скандал у директора студии, то и вовсе пообещал уволиться. Но в «органах» уже лежало заявление. Началось следствие. Вскоре ЦМСО г. Тольятти СУ СК РФ по Самарской области возбудило в отношении Береснева 9 (!) уголовных дел, которое потом объединили в одно. В августе прошлого года Григория поместили под домашний арест.
Цитата из материалов дела:
«У Береснева Г.Е. во время занятия с группой в театральной студии возник умысел, направленный на удовлетворение низменного сексуального влечения, в целях реализации которого предложил несовершеннолетним ученикам с помощью имеющихся у них мобильных телефонов найти в сети «Интернет» и ознакомиться с содержанием пьесы. Таким образом, Береснев совершил развратные действия в отношении несовершеннолетних, а также иные действия сексуального характера.
Кроме того, при этих же обстоятельствах у Береснева возник умысел на незаконное распространение, публичную демонстрацию и рекламирование материалов с порнографическим изображением несовершеннолетних, а также на неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенное с жестоким обращением. При этом жестокое обращение выражается в том, что несовершеннолетние ученики ознакомились с содержанием оригинальной пьесы».
Сложная пьеса, написанная в тюрьме
Пьесу, как оказалось, на самом деле в открытом доступе можно найти в Интернете. Ее прочтение у меня, к примеру, заняло всего пару часов. Делюсь с вами своими впечатлениями. Это очень эмоциональный, сложный рассказ о трудных подростках, жизнь которых похожа на страшный сон: они ругаются, дерутся, пьют, употребляют наркотики и алкоголь, занимаются сексом, при этом им больно и страшно. В конце некоторые героини (девушки) осознают происходящее и решают начать свой путь заново. Читать пьесу мне, честно признаюсь, тяжело, некоторое сцены вызывают омерзение. Но при этом в голове все время крутилось, что нельзя подобного допустить в реальной жизни, что мы (взрослые) должны сделать «все и даже больше», чтобы подростки не опускались на такое дно.
Вот что рассказывает о пьесе автор в своем письме в суд: «Я написала ее с целью вскрыть опасности асоциального поведения и пробудить сочувствие к подросткам, выросшим в неблагополучной среде. Я собирала материал для пьесы в тюрьме для несовершеннолетних правонарушителей в течение девяти месяцев. Там я поняла, что большинство девушек, с которыми я столкнулась, сами были жертвами преступлений. Именно это я отразила в своей пьесе, показывая уязвимость и хрупкость героинь. В начале пьесы героини ведут себя по-уличному дерзко, «забивая косяки, строя козни, воруя и бесчинствуя в своей банде девиц». Но я старалась показать всю трагедию такого образа жизни. У пьесы нет цели прославить или возвеличить преступное поведение — наоборот, смысл ее в том, чтобы противостоять и предвосхищать возможные преступления и помочь молодым людям задуматься о сделанном героями выборе и о том, как этот выбор влияет на их будущее… Я понимаю беспокойство по поводу участия подростков в постановке моей пьесы, ведь там эмоционально сложный материал. Я понимаю, почему Григорий Береснев вырезал некоторые элементы из пьесы и представил своим юным актерам лишь отрывки. Я задействую сильные сцены не для того, чтобы шокировать или травмировать молодых людей, а чтобы показать в постановке настоящие, реальные трудности, опасности и искушения, которые окружают сегодня детей и молодых людей. Моя цель в том, чтобы люди после просмотра моей пьесы задались вопросом, почему общество отворачивается от детей из групп риска. Я хочу, чтобы зритель был возмущен тем, что люди осуждаются и их судьбы калечатся в таком юном возрасте. Я хочу, чтобы зритель спросил, как нам удалось создать мир, в котором мы испытываем страх и «за», и «перед» следующим поколением. Как мы смогли создать атмосферу такого страха и изоляции, где мы боимся наших собственных детей?».
ИЗ ДОСЬЕ «МК»:
За написание пьесы Ребекка была удостоена «Премии круга критиков» (Critics Circle Award) — эта награда вручается самыми влиятельными и уважаемыми театральными критиками. Пьеса была поставлена в театрах во многих странах мира, включая Германию, Италию, Нидерланды. В России пьеса впервые была представлена на фестивале молодой драматурги «Любимовка» в усадьбе Станиславского в 2000 году.
Интересно, что пьеса привлекла внимание исследователей современной драматургии и театра, в том числе профессора Хелен Николсон, преподавателя колледжа Хомертон Кембриджского университета. Профессор Николсон написала о ней в книге «Прикладная драма: дар театра». В 2013 году пьеса была названа учеными «одной из самых влиятельных» в современном британском театре.
Обвинение Береснева строится на искусствоведческой судебной экспертизе АНО «Приволжское окружное бюро информационной аналитики и экспертиз» — заключении эксперта, культуролога с 5-летним стажем, который исследовал… некую «копию произведения». Он пришел к выводу, что пьеса вводит и актера, и зрителя в деструктивный мир подростков с ярко выраженным девиантным поведением. И что жизнь подростков — героев пьесы — описана «с большим количеством событий, граничащих или напрямую соответствующих нарушениям закона». Еще он пришел к выводу, что вредный порнографический контент составляет 73 процента общего объема произведения.
С выводами этой экспертизы полностью не согласилась комиссия опытных специалистов Ассоциации «НП Южный экспертный центр», состоящая из искусствоведа, психолога Виктора Кислякова и филолога. Они, во-первых, пришли к выводу, что эксперт не обладает достаточной компетентностью для единоличного проведения судебной экспертизы на предмет выявления признаков порнографической продукции. Во-вторых, что его ссылки на «Основы концепции Русской православной церкви» не могут использоваться в заключении судебной экспертизы по выявлению признаков порнографической продукции, так как в документах религиозных организаций и трудах религиозных деятелей не могут содержаться сведения, требующиеся для исследования продукции порнографического характера. В-третьих, что суждения эксперта противоречивы: «определяя исследуемую пьесу как произведение порнографического характера (за изготовление и распространение которой предусмотрена уголовная ответственность), эксперт указывает на «возрастную классификацию «18+», что свидетельствует о допустимости, по его мнению, распространения данного материала среди совершеннолетней аудитории».
В уголовном деле, как я говорила, шесть потерпевших, но четверо таковыми себя считать категорически отказываются. Из разговора с родителями этих девочек видно, что они прямо в шоке от происходящего.
— Ему могут дать 25 лет тюрьмы? За что? За пьесу, которая не запрещена и которую он в итоге даже не поставил! Я считаю, что оригинальная пьеса не является порнографическим произведением и не причинила какого-либо вреда здоровью или развитию моего ребенка, — возмущалась одна из мам.
А теперь самое интересное. Даже если дети тогда и читали пьесу, то уже давно бы забыли про те сцены, которые пропускали. Но им не дали и не дают забыть, а напротив, взрослые дяди во время расследования допрашивали девочек, можно сказать, чуть ли не «с пристрастием» о сексуальных сценах из произведения, заставляя подробно описывать и отвечать на взрослые вопросы следователей. Родители считают, что детей травмирует и сам факт, что их преподавателя хотят посадить в тюрьму.
— Девочки очень сильно переживают по этому поводу, — говорит мама.
Еще несколько лет назад казалось бы немыслимым возбуждение уголовного дела за одно только чтение пьесы. Максимум, что сделали бы в случае скандала, — режиссера бы просто отстранили от работы или уволили, постановку запретили. Но сегодня, когда с экранов звучат слова про «скрепы» и про то, что детей надо спасать от всех европейских ценностей, это стало возможным.
«Заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет» — гласит русская пословица. Те, кто вменил, вероятно, на всякий случай, сразу четыре страшных статьи УК и шесть эпизодов режиссеру за одно-единственное прочтение литературного произведения, довели до абсурда саму идею государства защитить подрастающее поколение.