Врачи рассказали о ближайших перспективах медицины красоты

Упор будет делаться на профилактику старения

Мало кто в мире озабочен своим внешним видом так, как русские женщины. Поэтому именно у нас популярна поговорка «Нет некрасивых женщин. Есть только равнодушные к себе». «И еще недофинансированные», иногда говорят врачи-эстетисты. В канун Всемирного женского дня эксперты в области красоты поделились своими секретами, рассказали о новых тенденциях в индустрии красоты и сделали прогнозы на тему, что ждет косметологию в ближайшем будущем.

Упор будет делаться на профилактику старения

От истории — к современности

Основная функция женщины украшать этот мир. И хотя хирургия издревле считается мужской специальностью (до конца XIX века женщин в эту профессию не допускали вовсе), сегодня абсолютное большинство пластических хирургов в мире — именно женщины. Это единственная сфера хирургии, где царит тотальный матриархат.

«Сегодня в мире ежегодно выполняется более 10 миллионов пластических операций (моделирование фигуры, омолаживание, коррекция тела, молочной железы, лица). И большинство пациенток выбирают женщину-хирурга», — говорит председатель правления российской Ассоциации женщин пластических хирургов, профессор Ирина Мариничева.

...Декоративная медицина известна еще со времен Древнего Египта. Уже в то время лекари умели выполнять пластику носа и заячьей губы. В XIX веке судебная система придумала отрезать преступникам ушные раковины и носы, что стало серьезным стимулом для развития пластической хирургии. В 1899 году была выполнена первая подтяжка живота, а в 1901 году — первая подтяжка лица.

В начале XX века пластическая хирургия осуждалась и даже считалась шарлатанством. Основоположницей современной пластической хирургии считают Сюзанну Ноэль, которая заявила, что пластические операции должны выполняться и с эстетической целью — чтобы устранить негативное воздействие возраста, усталости и болезни. «Они позволяют тем, кому сложно или невозможно дальше работать из-за неблагообразной внешности, приобрести возможность для нормальной или почти нормальной жизни», говорила она.

Если говорить об истории отечественной эстетической медицины, то косметология и пластическая хирургия стали развиваться в России примерно в одно время. Еще до революции, в 1910 году, российские специалисты разработали крем «Метаморфозы», который покупали для европейских столиц. Как рассказывает врач-дерматолог, косметолог Алиса Шарова, в 1930 году жена Молотова посетила Париж и увидела салоны красоты: «После чего она решила, что советские женщины тоже достойны таких заведений. И в Москве открылся первый врачебный кабинет косметики. В том же году открылась первая клиника пластических операций, которая позже стала Институтом красоты. Но наша отрасль развивалась другим путем, нежели европейская. В Европе женская красота изначально была отдана на откуп стилистам и визажистам, у нас же у истоков дерматовенерологи. Все инновационные терапевтические процедуры были разновидностью физиотерапии и проходили долгие клинические исследования, прежде чем стать достоянием широкой публики. Сегодня косметология — сфера межотраслевого взаимодействия. Женская красота лежит в области эндокринологии, травматологии, физиотерапии, антивозрастной медицины, нутрициологии и пр. Проблемы с кожей идут не только от кожи».

Мощный толчок развитию косметологии и пластической хирургии дала ВОВ: после ее окончания многим оказалась нужна эстетическая реабилитация. Немало российских врачей сделали огромный вклад в развитие косметологии. Например, Антонина Ахабадзе стала основателем русской школы косметического массажа лица: до сих пор «массаж по Ахабадзе» является одной из основных техник косметолога. Профессор Инна Кольгуненко разработала теорию морфотипов старения и создала классификацию старения лица, которая до сих пор остается базовой для любого врача-косметолога. А профессор Ольга Панова впервые привезла в СССР лазер из Америки; первой в стране испытала на себе ботокс и дермальные филеры, а также ввела в практику коллег множество омолаживающих методик.

Красота — признак ума

Красота требует от человека огромных усилий, говорит профессор, доктор медицинских наук Ольга Орлова: «Для ее поддержания необходимы дисциплина, постоянная работа над собой, уход за своим организмом изнутри и снаружи. Такой ежедневный труд — свидетельство высокого интеллекта, поэтому красота — это признак ума. Только умный человек понимает, насколько важно постоянно анализировать свои недостатки и бороться с вредными привычками. Красота — это не только внешние данные, но и мимика, жесты, походка. Весь этот эстетический образ определяет, как вас будут воспринимать окружающие. Ведь первое, на что обращают внимание окружающие, это внешность. От 80 до 90% информации человек воспринимает через зрение. И по данным многих исследований, мозг воспринимает красоту быстрее, чем человек успеет это осознать. И интересуют его не мелкие детали, а привлекательный образ в целом. Оценивая позу, осанку, жестикуляцию, мимику можно получить представление о двигательных функциях, эмоциональной сфере, личностных качествах человека, то есть получить некоторое представление о его физическом и психическом здоровье».

Сегодня пластическим хирургом быть модно и весьма выгодно: поток клиентов не иссякает. Здоровье и красота считаются неотъемлемыми критериями успеха в жизни, профессии, они важны для обретения уверенности в себе, признания общества, благополучия в семье. Россиянки же исторически помешаны на своей внешности. Так, недавний международный опрос показал, что, например, среди британок и француженок для того, чтобы выглядеть сексуальнее, не более 40% прибегают к «уколам красоты», а среди россиянок таких более 80%. И почти 90% наших женщин готовы на такие процедуры, чтобы стать моложе.

Ну а спрос рождает предложение. Как рассказывает заместитель декана по науке ФНМО Медицинского института РУДН Наталья Татаурщикова, огромное количество студентов хочет быть пластическими хирургами. Однако требования к этим специалистам растут. «Пластический хирург сегодня должен знать не только анатомию, но и педагогику, навыки искусственного интеллекта, роботохирургию, множество смежных медицинских наук и даже ориентироваться в искусстве, владеть азами художественного моделирования. Многими пластический хирург воспринимается как волшебник, который может сделать совершенное тело или совершенное лицо, но над совершенными знаниями надо работать. Врачи борются с проблемами старения, пытаются сохранять качество жизни и дают глоток молодости, а женская красота — один из аспектов счастья».

Все должно быть прекрасно: и глаза, и гениталии

Глаза — зеркало души, они определяют настроение, эмоции. Как говорил поэт, «глаза умеют говорить». Одна из самых распространенных сегодня пластических операций — пластика глаз. И это не только модные нынче «лисьи глазки», но и целый комплекс вмешательств, помогающих сделать взгляд открытым. Его составляющие сегодня известны: высокие брови, веки без складок, миндалевидный разрез глаз, наполненные веки... Правда, порой случается, что после операции взгляд становится настолько открытым, что глаза перестают закрываться вовсе. Пластические хирурги нередко приводят примеры неудачной работы своих коллег, после которой пациентки буквально не спят годами. Впрочем, сегодня в помощь хирургам компьютерное 3D-моделирование: программа помогает понять, как будет выглядеть та или иная женщина после хирургического вмешательства на глазах. В ряде случаев женщины отказываются от операции.

Как рассказывает пластический хирург Светлана Грищенко, раньше за открытым взглядом чаще всего приходили пациенты уже с возрастными проявлениями старения (птоз век, морщины, обвисание, эффект запавших глаз и пр.). Сейчас же все чаще приходит молодежь, которая не хочет стареть. «Сейчас в тренде медицина профилактики. Сохранить открытый взгляд можно, если правильно питаться, высыпаться, вести активный образ жизни, иметь позитивный настрой, обладать стрессоустойчивостью. Кроме того, разработано немало процедур, которые применяют современные косметологи: ботулинотерапия, мезотерапия, биоревитализация, нитевой лифтинг, татуаж, лазерная шлифовка... Дружите с косметологами и, возможно, вы обойдетесь без хирургической коррекции. Однако если хотите себя изменить, тогда вам поможет только хирургия», — говорит Светлана Грищенко.

Запрос на красоту сегодня настолько высок, что не обошел и интимную сферу. Акушер-гинеколог Елена Силантьева рассказывает о смене парадигмы в гинекологии: сегодня к врачу женщины стали обращаться не только с проблемой, но и за качеством жизни. «В ответ появилась гинекология качества жизни, антиэйдж. Решаются репродуктивные задачи женщин старшего возраста. Своевременно назначается гормональная терапия — это путь к сохранению красоты. Появилось целое направление коррекции возрастных изменений вульвы, ведь гениталии сегодня это сфера презентации. Интимная реабилитация раньше считалась чем-то вроде «клубнички», а сегодня это качество жизни. Женщина должна быть эстетически удовлетворена своей интимной зоной и уверена в своей привлекательности. Поэтому сегодня в клиниках эстетической медицины становится все более популярным направление эстетической гинекологии».

Эстетическая медицина будущего: что нас ждет?

«Раньше мы боролись со старением. Но теперь мы поняли: это бесполезно. Важно профилактировать процессы старения, — говорит дерматовенеролог, косметолог, кандидат медицинских наук Мария Ширшакова. — Самое красивое лицо — ваше. И фокус будущего — переориентация медицины от вектора «антиэйдж» к вектору «проэйдж». Если первое предполагает борьбу с признаками старения и попытку в 50 вернуть то, то было в 20–30, то направление «проэйдж» учит принимать свой возраст, осознавать неизбежность наступления изменений в организме и соглашаться с тем, что никто не может вернуть время вспять, сделать полный апгрейд и сменить 50 на 25».

Эксперт отмечает, что с началом пандемии в сфере красоты произошли определенные изменения: «2020 год стал эпохальным. Мы надели маски и стали смотреть друг другу в глаза. И кто-то сразу увидел деформацию складок века. Кроме того, люди ушли в онлайн, и всякие зум-конференции и соцсети нас просто поглотили. Сегодня люди огромное количество времени проводят в телефоне, подвергаются колоссальному давлению соцсетей. Все больше пациентов перестают адекватно воспринимать свою «офлайн»-внешность. Многие женщины чисто психологически не могут выкладывать свои фото без редактора. А у косметологов все чаще появляются пациентки с запросом: я хочу кожу, как в приложении, которое с фильтрами. Весь мир озабочен дисморфобией, депрессии нарастают. И к косметологам все чаще приходят женщины с тяжелыми формами депрессии. И порой косметолог выступает в качестве психолога или психиатра — мы делаем женщин красивыми и уверенными в себе. В этом помогают новые технологии, которые работают получше некоторых антидепрессантов. Есть даже научная работа с названием «Ботулотоксины как антидепрессанты».

И все же одними уколами медицина «проэйдж» не ограничивается. Она заключается в работе целого комплекса специалистов: эндокринолога, гинеколога, нутрициолога, психолога и многих других. Медицина будущего невозможна без генетического консультирования: генетические тесты помогают врачам выявить сильные и слабые стороны организма пациента и составить персональную карту здоровья.

ЧТО ДУМАЮТ РОССИЯНКИ О СВОЕЙ ВНЕШНОСТИ?

60% считают, что эстетическая коррекция и косметологические процедуры помогут их карьерному росту.

70% уверены, что это позволит им выглядеть более здоровыми и чувствовать себя более раскрепощенно.

22% отказываются от улучшения внешности из-за денег.

Первая мысль о проведении коррекции внешности приходит

россиянину в 25–30 лет (+1 год на принятие решения)

европейцу в 35 лет (+2–3 года на принятие решения)

По данным международного опроса

5 тысяч человек в 10 странах мира

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28985 от 8 марта 2023

Заголовок в газете: Пластика и современники

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру