Анастасия пришла заниматься в аэроклуб еще студенткой Чувашского университета. Тренировалась как пилот-любитель на спортивном самолете Як-52. В планах было участие в соревнованиях. Но, как оказалось, этот спорт не из дешевых. Для подготовки к соревнованиям требовался большой налет.
Но небо манило, и в какой-то момент Настя решила поступить в летное училище. Родители девушки отнеслись к выбору дочери с пониманием — они всегда и во всем ее поддерживали.
Анастасия поступила в Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени Ляпидевского. Выпустилась весной 2018 года и уже осенью поступила на службу в авиационный отряд спецназначения Росгвардии. У нее уже более 400 часов налета.
— Насколько ваше появление в отряде удивило мужчин? Вы ведь первая и единственная женщина-пилот в мужском коллективе.
— О моем приходе, естественно, все уже были осведомлены, — смеется девушка. — Действительно, до меня женщин-вертолетчиц в отряде не было. Наш курс был вторым набором в училище.
По словам Анастасии, изначально коллеги отнеслись к ее появлению в коллективе, мягко говоря, скептически. Вполне логично, признается она. К сожалению, в обществе до сих пор присутствует мнение, что женщина априори хуже справляется с подобного рода работой.
Никаких поблажек юной летчице не было, скорее даже наоборот, некоторые не стеснялись открыто демонстрировать свое недоверие к ее профессиональным качествам. Доказывать пришлось не словами, а поступками. Когда летчики и борттехники увидели, что Настя летает ничуть не хуже парней, то сомнения рассеялись сами собой.
— Как долго пришлось доказывать, что вы не уступаете мужчинам?
— С первых полетов становится понятно, на что человек способен. Видно, какая у него техника пилотирования. Плюс смотрят на качество выполнения служебных задач. Ни одного срыва по моей вине не было.
— Есть в профессии пилота какие-то плюсы от того, что вы женщина?
— Подарки на 8 Марта,— смеется Настя.
— Но все же профессия пилот вертолета это больше для мужского склада характера или для женского?
— Честно говоря, несмотря на то что я порой и возмущаюсь, когда некоторые мужчины говорят, что это не женская профессия, но соглашусь, что склад ума должен быть соответствующий. Только не думайте, будто я хочу сказать, что большинству женщин это не дано. Но согласитесь, есть такие, кто даже автомобилем управлять не умеет, это и мужчин, кстати, тоже касается. Просто они такие люди. Но у представителя моей профессии все-таки должен быть технический склад ума.
Анастасия освоила два вертолета — Ми-8 и Ка-226. Говорит, обе машины не очень сложные в управлении, просто задачи у них разные. Ми-8 предназначен для десантирования, а Ка-226 — для патрулирования. Техника пилотирования у винтокрылых тоже, само собой, разная.
— Ка-226 соосный вертолет, а Ми-8 — одновинтовой,— объясняет девушка. — Поэтому «Мишка» требует больше внимания к направлению ветра, а «Кашка» — большей концентрации на посадке. Надо следить за вертикальной скоростью снижения.
— Мужчины, наверное, как-то по-особенному поздравляют единственную девушку в своем коллективе с женским праздником?
— В основном все стандартно: цветы, конфеты, сертификат куда-нибудь. Один раз был забавный случай. Мне и еще одной девушке из канцелярии ребята на 8 Марта подарили карточки в продуктовый магазин. Было забавно, но мило. В этом году решили без экспромтов, по проверенной схеме.
Настя признается, что давно привыкла к мужскому коллективу, особо и внимания уже не обращает.
— Мне кажется, они тоже на меня не обращают внимания, — смеется пилот. — Все уже сроднились за годы совместной работы.