Могила Владислава Листьева нуждается в реставрации: фанаты рассказали о проблемах

Памятную табличку на доме их кумира постоянно сбивают

1 марта 1995 года не стало Владислава Листьева. Журналиста застрелили в подъезде собственного дома в центре Москвы. Одно из самых громких преступлений до сих пор не раскрыто.

На очередную годовщину смерти Листьева на Ваганьковском кладбище собрались его поклонники. На протяжении 28 лет люди ухаживают за могилой кумира и бьются за установление мемориальной доски на доме, где был убит журналист.

Участники фан-клуба поделись, почему не получается увековечить память телеведущего.

Памятную табличку на доме их кумира постоянно сбивают

Когда-то фан-клуб Владислава Листьева насчитывал сотни человек. Со временем ряды поклонников тележурналиста поредели. Остались самые преданные. Порядка 20 человек теперь собираются каждый год на Ваганьковском кладбище почтить память кумира. 

Один из них 42-летний Павел Сдобнов. По образованию, он журналист. Правда, по профессии не работает, занимается организацией промоакций.

Павел Сдобнов

  — Мне было 14 лет, когда убили Влада Листьева. В тот день в школе проходило заседание факультатива по журналистике. Вёл мероприятие редактор нашей местной подмосковной газеты «Спутник». Он и сообщил нам трагическую новость, правда, не совсем достоверно, — замечает Павел. — Речь зашла о безопасности журналистской профессии. Редактор сказал: «Журналистов часто убивают. Или с ними происходят разные несчастные случаи. Вот как вчера случилось с Листьевым, которого сбила машина». Уже дома я узнал, что Влада застрелили. Это меня ошеломило, в голове что-то щёлкнуло. Сознание перевернулось. Так я «заболел» Листьевым. В какой-то момент стал смотреть на мир «по-листьевски».

Могила Владислава Листьева. Фото: Боброва Ирина

Первые десять лет после смерти Листьева Павел ежегодно ходил на Ваганьковское кладбище. По словам мужчины, со временем «острота восприятия сошла на нет».

— Раньше на кладбище приезжали много пенсионерок. Об одной из них даже написали в газете. Они ухаживали за могилой, ставили цветы. Многие из этих женщин уже ушли из жизни, — продолжает собеседник. — В последние годы на кладбище собирается меньше поклонников Листьева. Но  приходят коллеги Влада и его однокурсники. По круглым датам появляется Константин Эрнст с охапкой роз. Иногда заглядывает Игорь Угольников. К Александру Любимову у меня отношение неоднозначное, но отдаю ему должное: он если не каждый год, то довольно часто в день смерти Листьева приглашает священника, который служит на могиле заупокойную литию. Насколько мне известно, дочь Влада, Валерия, чтобы не светиться, приходит к отцу не 1 марта, а в другие дни. Вдову Листьева, Альбину Назимову я ни разу не видел на Ваганьковском. Она вышла замуж и живёт в Испании.

Ленар Юсупов на могиле Листьева. Фото: Боброва Ирина

На могиле Листьева установлен бронзовый памятник в виде женщины-ангела. Фанаты считают, что задумка мемориала — спорная, не хватает портрета покойного.  

— Я поддерживаю общение с дочерью Листьева Валерией. Она сказала, что решение поставить такой неоднозначный памятник принимала Альбина Назимова. Ни фотографии, ни креста там нет, а надпись «Влад Листьев» сильно поблекла, — добавляет Павел. — В день памятных дат женщины приносят туда фотографии Влада, которые сканируют из книг и вставляют в рамочки. Помню одну даму из Донецка, которая была слегка «задвинута» на этой теме. Каждый год первого марта она приезжала на кладбище и забирала оттуда все фотографии Листьева, которые оставляли поклонники, для своей личной коллекции. Она умерла от онкологии.

Участники фан-клуба сожалеют, что с годами тех, кто чтит память о Листьеве становится все меньше.

— В большинстве своем, молодежь не знает, кто такой Листьев. Телевидение — не кинематограф, не поэзия, не театр. Это продукт сегодняшнего дня. И то, что есть люди, которые спустя 28 лет помнят Влада — уже хорошо, — рассуждает Сдобнов.

Ленар Юсупов и Янина Артамонова возле дома где убили Листьева. Фото: Боброва Ирина

 Еще одна поклонница журналиста Янина Артамонова жалеет, что в этом году у нее не получилось посетить могилу кумира. Но о своей любви женщина охотно рассказывает. В разговоре она называет Листьева исключительно по имени отчеству.

— Не смотря на юный возраст, я не пропускала ни одной передачи Владислава Николаевича. Мне было 12 лет, когда его убили, — говорит Янина. — В 2008 году мы создали сообщество памяти. Нас было немного, и мы до сих пор живем этим делом, отыскиваем архивные записи. Три года назад организовывали стихийный мемориал «Свеча памяти» около подъезда дома на Новокузнецкой, где застрелили журналиста. Среди нас есть самая главная и преданная поклонница Листьева — пенсионерка Наталья Трофимова. В прошлом учительница русского и литературы. Если позволяет здоровье, она каждое 1 марта несет вахту памяти на Ваганьковском: ухаживает за могилой, украшает памятник искусственными цветами, выставляет там портреты Листьева. Из печального — могила телеведущего нуждается в реставрации. С памятника и оградки сошла краска, где-то появились трещины, несколько лет назад вандалы повредили плиту. Но реставрировать памятник разрешено только родственникам. А за все годы из близких Листьева на кладбище я только один раз видела вторую жену Владислава Николаевича, Татьяну. Последнюю его супругу, Альбину, ни разу не встречала. Видимо, она редко в Москву приезжает. Правда, до ее отъезда за границу никто из наших ее тоже на Ваганьковском не видел. 

«От меня отмахивались»

Ленар Юсупов живет в Петербурге. Чтобы выжить, подрабатывает грузчиком или снимается в массовках. Утверждает, что проникся любовью к Листьеву с детства.

Ленар Юсупов в подъезде дома где убили Владислава Листьева. Фото: Боброва Ирина

— Сначала полюбил «Поле чудес», потом увлекся «Темой», «Час пик», — ударяется в воспоминания Юсупов. — Первого марта 1995 года я вернулся из школы, включил телевизор, а там по всем каналам Листьев. До ночи смотрел на его фото, будто убили родного человека.

Ленар отправил мне видео из подъезда дома, где убили Листьева. Несколько лет подряд он прибивал на здании мемориальную табличку. Дольше суток она не висела. 

Ленар Юсупов около дома, где убили Листьева

— Много лет я добивался, чтобы на доме установили памятную доску, — рассказывает поклонник. — Сам прибивал таблички, но их почти сразу снимали работники ЖКХ. Хотя соседи были не против. Ведь некоторые жильцы дома помнят Влада. Один мужчина подробно рассказывал, что происходило в день убийства. Женщина с 5 этажа показывала место, где прятался преступник. А вот в квартиру Листьева меня не пустили. Там живет бабушка. Я культурно к ней стучался, хотел пообщаться. Она не открыла дверь, угрожала, что вызовет полицию. 

 Эпопея с установлением мемориальной таблички на доме Листьева растянулась на года. Но воз и ныне там.

Ленар Юсупов около дома где убили Владислава Листьева. Фото: Боброва Ирина

— Чего я только не предпринимал, чтобы увековечить память о Листьеве. На кладбище как-то подошел к Якубовичу с таким предложением. Он отмахнулся: спешу. С Любимовым пытался поговорить, но от него услышал: «Да кому это все надо». Обращался к Илье Яшину (признан иноагентом Минюстом РФ - «МК») и депутату Енгалычевой. Они хором отправили меня писать запрос в мэрию. Выходил на связь с Альбиной, вдовой Влада. После чего понял, никому ничего не нужно. 

В подтверждении своих слов, Ленар показал переписку с Альбиной Назимовой. На его просьбу об изготовлении мемориальной доски, ему пришел ответ от вдовы Листьева: «Спасибо вам за память и ваше отношение, но вы же видели, что это двор глухой и прохожих там нет, а кто живет и так все знают. Если можете, то проведите лучше время с вашими близкими, если они у вас есть».

— Последние года три на кладбище и у дома Листьева собирались не более 7-8 человек... В основном женщины... — резюмирует собеседник.

Янина Артамонова около дома где убили Листьева. Фото: Боброва Ирина

  Поклонник Листьева Павел Сдобнов согласен с коллегой по фан-клубу: «Я тоже пытался пробивать идею с мемориальной табличкой. По закону, надо собрать подписи жильцов подъезда и идти в управу. Это можно сделать. Но дальше встаёт вопрос о финансировании. За чей счёт будет банкет? Как я понял,  никто из друзей телеведущего этой идеей не озабочен. Тогда как на месте гибели Галины Старовойтовой в Петербурге доска висит не только на фасаде дома, но и на лестничной площадке, где ее убили».

Администратор паблика «Памяти Владислава Листьева» в соцсети Дмитрий Толкачев тоже удивляется, почему в Москве не увековечили память тележурналиста: «В ряде российских городов и сел назвали улицы именем Листьева, а в столице по этому поводу тишина. Хотя в последнее время у людей просыпается интерес к телевидению 90-х. Молодому поколению интересно, как все начиналось. Более старшее ностальгирует по телевидению, которого сейчас нет».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру