Идею ввести в школы педагогическую тайну предложила группа «Здоровый ребенок» при правительственном совете. Руководитель совета, главный внештатный детский специалист по медреабилитации Минздрава Татьяна Батышева связала это предложение с развитием инклюзии: дети с ОВЗ должны спокойно обучаться рядом с детьми без особенностей развития.
«Педагогическая тайна» позволит родителям больше доверять учителю, — убеждены в высшей палате парламента. Да и учителям новшество будет не лишне. «Введение «педагогической тайны», запрещающей специалистам в области образования разглашать информацию о диагнозе или особенностях развития ребенка без согласия родителей, научит учителей и воспитателей соблюдать моральные обязательства», — считает зампред комитета по науке, образованию и культуре Совфеда Игорь Морозов. А председатель комитета Лилия Гумерова подчеркивает, что из опасения огласки, родители часто не сообщают в школу критически важную для здоровья ребенка информацию. «Чтобы учитель знал информацию, но нес ответственность за ее разглашение, он должен это использовать в педагогической практике, выстраивая правильные методики воспитания ребенка», — добавляет Гумерова.
- Идея здравая, но она требует хорошей нормативно-правовой проработки, — считает юрист Станислав Попов. — Хотя, формально, за разглашение конфиденциальных сведений можно и сейчас привлечь учителя, за «Нарушение неприкосновенности частной жизни». Но там штраф небольшой. Только я сразу вижу противоречие. Соблюдение врачебной тайны — это федеральный закон. И даже если примут эту самую «педтайну» и внесут изменением в закон «Об образовании», школе как сторонней организации знать об особенностях ребенка медицинского характера все равно будет нельзя. Можно, только если это коррекционная школа, или для детей с нарушением слуха или зрения. Даже наши психо-медико-педогогические комиссии, с этой точки зрения не особо законны. Поэтому их и проводят не в школах, а в специализированных центрах, а диагнозы шифруют. С другой стороны, подобные законы с довольно жесткими мерами вроде отзыва педагогического сертификата с запретом на профессию, действуют в некоторых странах ЕС. И там работают.
- Современная система защиты личных данных в школе позволяет родителям не подписывать согласие на обработку личных данных и не сообщать никакую информацию о семье и состоянии здоровья или развития ребенка, — рассказывает завуч школы из Москвы, учитель начальных классов Лидия Леонидова. — Иногда этим злоупотребляют родители с детьми, обладающими задержкой развития. Потому что на ПМПК могут дать неполную группу здоровья, вообще рекомендовать надомное обучение. И, знаете, родители тоже разные бывают, с разным уровнем культуры и образования. Были у меня случаи, когда в школу не сообщали об эпилепсии или диабете у детей. Ставя, таким образом, под угрозу жизнь собственного ребенка.
Психологи и родительские организации приводят примеры буллинга и даже травли учеников с подачи слишком откровенных и разговорчивых учителей.
- Да, были у меня случаи, когда информация в школе «выплыла» от учителя, - говорит семейный, детский психолог Марьяна Разумовская. – Например, мама поделилась в музыкальной школе с педагогом по фоно, что девочка имеет задержку речи, незрелость нервной системы и к ней нужен отдельный подход. «Этот ребенок не для музыкальной школы, чего вы пришли?», — тут же, при ребенке, сказала педагог и побежала возмущаться, что к ней привели «неполноценного ученика». Было такое, что мальчик в 13 лет скрывал, что у него нет отца, выдумывал его и рассказывал в классе. И тут классный руководитель громогласно заявила: «Все будут отмечать День отца, даже те, у кого семья неполная». И перечислила имена «неполных»… Был и вовсе вопиющий случай, когда девочка поделилась с молодой учительницей информацией интимного характера, о которой стеснялась сказать даже родителям. Учительница рассказала коллегам, и через два дня тайну девушки знала вся школа. Она переживала настолько, что едва не решилась на суицид.