- Как известно, у американского лидера есть специальные средства передвижения – бронированный «Кадиллак», «Боинг» - авиационный «борт №1», президентский вертолет. А вот про его железнодорожный «борт» слышать не доводилось, - адресую свой вопрос специалисту в области железнодорожной техники Анатолию Т.
- Ничего удивительного. Ведь у «первого лица» США нет персонального салон-вагона. И это при том, что Соединенные Штаты являются мировыми лидерами по общей протяженности железнодорожных путей, а сам нынешний глава страны в бытность свою сенатором довольно часто пользовался для перемещения по стране именно комфортными купе железнодорожного вагона.
Несколько лет назад, когда Байден, выиграв выборы, еще только готовился занять президентское кресло, промелькнула информация, что он решил было и на церемонию инаугурации тоже отправиться по железной дороге. И даже вроде бы выбрал подходящий элитный поезд. Речь шла о составе под названием Amtrak, в котором есть «навороченный» вагон с купе увеличенного размера, снабженными дополнительными удобствами. Однако служба его охраны категорически воспротивилась даже кратковременной поездке своего «подшефного» в столь «простонародных» условиях.
Но в ситуации с посещением Киева у Байдена фактически не оставалось выбора. Лететь над территорией Украины, которую уже неоднократно насквозь, до самых западных регионов «прошивали» ракеты, опасно. Ехать на машине несколько сот километров (от Варшавы до Киева чуть больше 770 км, а от польско-украинской границы – порядка 500 км) – некомфортно. Остается лишь железная дорога.
- То есть для нынешней поездки в Киев Байдену спец-вагон предоставил кто-то из руководителей европейских стран?
- С большой долей вероятности это вагон украинский.
В распоряжении высших руководителей Незалежной есть штук 10 особых «виповских» вагонов, которыми «Укрзализниця» обзавелась лет 6 или 7 назад. Большая часть этих вагонов предназначена для обслуживания супер-влиятельных и богатых персон, которые могут себе позволить раскошелиться на поездку в литерном поезде. В каждом из VIP-вагонов есть две спальни, кабинет, конференц-зал, кухня, санузел с душем. Интерьеры помещений отличаются наличием богатой отделки. Однако при этом «вагон для олигархов» не снабжен какой-то особо надежной защитой от внешних механических воздействий. Проще говоря, он не имеет усиленного бронирования.
Но есть у Киева один спецвагон, защищенный броневыми панелями. Скорее всего именно таким «железнодорожным эксклюзивом» воспользовались в прошлом году сперва британский премьер Джонсон, а позже лидеры – Германии, Франции и Италии, когда добирались до украинской столицы, чтобы встретиться там с Зеленским. А теперь списки почетных пассажиров чудо-вагона пополнил президент США Байден. Судя по информации, публикуемой в СМИ, он сел в поезд на приграничной станции.