Маленькая Кристина Машковская, конечно, не без помощи папы и старших братьев, организовала у себя дома настоящую пекарню.
Семья живет в селе Серпиевка Челябинской области. У Кристины двое старших братьев – Борису 17 лет, а Льву – 14.
Сначала папа, мама и двое их сыновей жили в Челябинске, но восемь лет назад, когда Любовь была беременна Кристиной, решились на серьезный шаг: переехать в деревню и заняться там туризмом. Благо, места в той округе интересные. Именно тогда, когда Любовь носила дочку под сердцем, у нее диагностировали опухоль головного мозга… Злокачественную. Ей было на тот момент 39 лет. И сразу же, во время беременности ей провели сложнейшую операцию по удалению опухоли. Все прошло удачно. Семья переехала в село, родилась Кристина….
– Она почти полностью восстановилась после той первой операции, но только уже не могла выполнять интеллектуальную работу. Ухудшилось зрение, появились проблемы с памятью, – рассказывает отец Кристины Александр Машковский. – До болезни она работала бухгалтером. Но мы принимали туристов, приезжающих из разных мест, и Люба тоже участвовала: готовила еду гостям, водила экскурсии. А зимой мы делали мебель и шили одежду. Работы в деревне нет, а мы наняли к себе рабочих, дали работу местным жителям…
Однако после рождения дочки снова пришла беда - у женщины обнаружили еще и рак молочной железы. Тоже прооперировали, все вроде бы успешно прошло, но, похоже, химиотерапия подкосила ее и без того слабое здоровье. Во время очередного медобследования им сказали, что опухоль в голове начала снова расти. Случился рецидив.
– Все наши планы полетели в тартарары, – продолжает Александр. – Я бросил работу, нужно было заниматься детьми… В августе 2021 года Любе сделали операцию, и после нее у жены случилась полная парализация всей правой стороны.
– Как сейчас себя чувствует Любовь?
– Она пытается ходить: правую ногу, которая у нее парализована, использует как костыль. Но, понимаете, полтела у нее не работает, она быстро устает… Плюс к этому ей проводят мощную «химию». Онкологические центры есть в Челябинске и Златоусте, и мы, получается, с инвалидом два-три раза в месяц наматываем по 700 км за раз. Вообще, это большая проблема – доступность такой специализированной медицинской помощи для жителей отдаленных сел. А нам предстоит возить ее на лечение всю ее жизнь. Из работы я выпал… Сейчас сыновья пытаются помогать по столярному делу, но пока все хромает.
…Маленькая Кристина постепенно стала брать на себя все обязанности мамы по дому, по хозяйству.
– Она постоянно наблюдала за мамой, когда Люба раньше еще все делала, – говорит Александр. – Она вообще не по годам взрослая и сообразительная. Наверное, когда ребенок оказывается в каких-то сложных обстоятельствах, он становится… таким особенным, что ли. Она своих сверстников превосходит в разы; ведет себя как подросток, а не как маленькая девочка. Я на нее смотрю, и думаю: вот, говорят, что детей нужно отдавать в хорошие школы, чтобы ребенок был умным. А Кристина живет в глуши, учится в обычной школе, два языка сейчас в школе изучает, сама еще начала учить китайский. Рисует. Очень разносторонняя…
Сначала девочка пекла хлеб и булочки для членов своей семьи. Под Новый год папа предложил ей испечь хлеба побольше, чтобы подарить трем-четырем друзьям в их селе. Они завернули хлеб в красивые полотенца и разнесли тем соседям, с которыми дружат. А потом, рассказывает Александр, получилось, как в старом добром советском мультфильме про зайца, который раздавал всем по яблочку… Все те, кому они подарили хлеб, перед Новым годом принесли им большие мешки подарков. И сказали: «Кристина, у тебя вкусный хлеб, давай пеки и на нашу долю тоже».
– Не мешает ли это занятие ее учебе?
– В основном она печет вечером либо в выходные. На оценки это не влияет, она у нас учится на пятерки. Конечно, это не «рабский детский труд», а исключительно по ее личной инициативе. Она это делает, потому что ей это нравится, у нее это получается. Это как творчество у нее. Кому-то она хлеб дает, а они в ответ передают нам молоко…и так далее. Такой бартер получается. Кому-то продает, немного, конечно, выручаем, но хотя бы на бензин это идет…
Мы поговорили и с юным хлебопеком.
– Мне нравится готовить хлеб и разные другие изделия, например, тортики, блинчики, оладушки, – рассказала нам Кристина. – Мне нравится сам процесс. Надо, чтобы хлеб два раза поднялся. Один раз, чтобы он поднялся там, где он замешивается, и второй раз в форме. Когда первый раз поднимается, его нужно обмять сначала. Это очень приятно, и мне нравится этим заниматься.
– А какие у тебя любимые предметы в школе?
– Больше всего мне нравится изо, потому что я художником хочу стать. Еще я раньше занималась пением, но после того как у нас с мамой случилась беда, мы не можем больше ездить на музыку.
– Чем ты хочешь заниматься, когда вырастешь? Все-таки художником?
– Я пока не знаю. Я могу заниматься всем. Я могла бы и в пекарне работать, и картины делать на заказ. Мне необязательно быть главной в пекарне, пусть там Боря будет главным. А я буду главным поваром. В пекарне можно печь не только хлеб, но и разные булочки, пиццу.
У меня много друзей в классе, есть друзья-старшеклассники… Я хотела бы печь булочки и приносить их в школу, угощать друзей. Сейчас вот я тренируюсь булочки с маком делать. Мы с мамой уже два раза их испекли, и я собираюсь скоро принести их в школу.
Мама у нас хорошая, она очень старается быть полезной. И я хочу, чтобы она поскорее выздоровела, потому что это и ей будет легче, и нам будет легче. Я хочу пожелать ей здоровья…
– Александр, какие прогнозы делают врачи? – спрашиваю отца.
– Никто никаких прогнозов нам не дает. Никто не знает, сколько наша мама проживет. Мы возим ее на лечение, ей вводят специальный препарат, который должен способствовать остановке роста этой опухоли, тормозить его…
Слава о маленьком пекаре уже начала распространяться за пределы их деревни. История Кристины никого не оставляет равнодушным. Ведь она, несмотря на свои юные годы, уже чувствует такую большую ответственность за членов своей семьи. И делает все, что в ее маленьких силах, чтобы помочь выжить своей семье в такой нелегкий для них период.