Первый раз Дмитрий поехал в Хатай сразу после землетрясения. Несколько дней назад он снова вернулся сюда.
- Последнее землетрясение в 5,1 балла я застал на улице, - говорит Дмитрий. - Стоял на улице с друзьями возле припаркованных машин. Сначала не понял, что произошло. Накрыло такое состояние, будто укачивает, стало подташнивать. Такое бывает, когда плывешь на теплоходе.
Потом глянул на автомобили, они затряслись. По ногам чувствовались вибрации, но они были не резкие, а плавные «туда-сюда». Впечатление неприятные. Представьте, вы стоите на земле, а она из стороны в сторону двигается.
Мои знакомые в это время находились в одном из домов. Рассказывали, когда начались толчки, у них стены заходили ходуном. Они быстро выбежали на улицу. У других знакомых стали трещать стены и всё, что находилось в доме.
- Вы видели, как рушились дома?
- Там, где я находился, повторных разрушений не было. Насколько я понимаю, упали те дома, которые уже стояли под наклоном. В Хатае разрушено 90 процентов строений. Уже не понимаешь, что было разрушено раньше, а что сейчас, при повторном толчке.
- Люди до сих пор живут на улице?
- По сравнению с предыдущей нашей поездкой, сейчас таких стало гораздо меньше. Но не сказать, что их совсем мало.
- Электричество появилось?
- Появляется. Связь есть местами, но не везде. Есть районы, где работают магазины, но их совсем немного.
- Я слышала, что в тех районах теперь запрещены съёмки?
- Я тоже слышал, что снимать нельзя. Но мы пока снимаем, никто нам замечание не делает. Прошла информация, что волонтёрам сюда запретят приезжать. Мы заехали без проблем. Хотя везде стоят военные и полицейские – с этим стало серьезнее. У всех проверяют документы, нас спросили, куда и зачем мы едем. Мы назвали конкретную локацию и показали, что везем.
- Как думаете, город возможно восстановить или надо сносить все под ноль и начинать заново?
- Сейчас тут ходят разные специалисты, осматривают дома. На мой взгляд, все будут разбирать. Потому что дома построены плохо, тут нечего реставрировать, все под снос. Я вижу, что уже занимаются сносом, бульдозеры потихоньку разгребают руины.
Читайте материал «Ползла к мальчику между плит»: россиянка-врач раскрыла жуткую правду о турецком землетрясении»