Итак, по одним данным 820, а по другим 890 аспирантов были отчислены единовременно, одним приказом. Все они, как один, клянутся, что методист вуза рассылала им внутренние сообщения и устно тоже говорила о том, что оплату за следующий семестр можно внести до 1 апреля.
«8 человек могут ошибиться, 18 человек могут ошибиться. 800 человек как один ошибиться не могут», - пытались доказать свою правоту в стенах академии отчисленные. Тщетно. Сообщение методиста оказалось глупой шуткой, за неуплату до 1 февраля всех отчислили. Мол, есть такой пункт в договоре, чего бы вы хотели… Сообщается, что проштрафившегося методиста уволили, тема закрыта.
Пресс-служба МФЮА на контакт с «МК» так и не вышла. Ранее вуз сделал официальное заявление о том, что отчисление аспирантов произошло из-за финансовых задолженностей. «Университет предъявляет высокие требования к студентам и борется за качество образования и соблюдение условий договора», – сообщает вуз. И, мол, аспирантов «за академическую неуспеваемость, пропуски занятий, невыполнение учебного плана и финансовые задолженности» отчисляют ежегодно, как и студентов.
Интересно, что в другом случае из МФЮА сообщили, что каждое такое отчисление рассматривают на ученом совете. Как же долго шли совещания в феврале, дабы отчислить 800 с лишним человек разом, да еще с разных факультетов: юрфака, ИТ и финансового?
- Да, у нас это все, конечно, обсуждают, – говорит студентка магистратуры МФЮА Мария. – В принципе, отсев есть везде, но обычно это десятки, а не сотни человек. Всего на магистратуре тут учатся 2500 человек где-то. А эти отчисленные почти все заочники. И поступали вторым потоком (то есть уже после объявления частичной мобилизации. – Авт.). Многие живут и работают не здесь, только на сессию приезжают. Да, по большому счету, никто из них не собирался диссертации писать и сдавать кандидатский минимум. Учеба нужна была для прикрытия, люди этого особо и не скрывали…
Такого же мнения придерживается один из отчисленных «за неуплату», программист Вадим. Считает, что в вузе «перебдели», опасаясь или тенденции «наказать уехавших», или, может, истории одного частного вуза, где в октябре прошлого года нашли 800 желавших «откосить» от мобилизации.
- Ну, могу сказать, концы обрублены, – говорит Вадим. – Я работаю разработчиком на частную компанию. Живу сейчас в Казахстане. Поступить в аспирантуру мне родственник один посоветовал. До сих пор на все зачеты и хвосты в универе этом смотрели сквозь пальцы. Неуплата месяц в месяц раньше никого не напрягала. Я поступил на родной IT.
После МИФИ эта «высшая» аспирантура, конечно, профанация. В аспиранты же можно идти только после магистратуры или специальности, но тут бы и бакалавр легко справился. Но я эту корочку рассматривал только как возможность вернуться домой, если захочу когда-нибудь. Теперь вряд ли. Денег, конечно, жалко.
Эксперты полагают, что такое «избавление от балласта» в МФЮА, возможно, первая ласточка. О масштабных проверках в вузах в академических кругах судачат давно. В периферийных вузах идет какая-то активность по сбору учетных данных студентов, с одной стороны, и проверки «прозрачности» сдачи сессий надзорными органами, с другой. А, может, в финансово-юридическом просто что-то знают.