Как уже писал «МК», тяжелые осложнения со здоровьем у Романа Костомарова вызвала вирусная инфекция (разные источники называют ковид или грипп), которая обернулась двусторонней пневмонией. Спортсмену проводили процедуру экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО), а потом перевели на аппарат ИВЛ. Однако длительное пребывание на аппарате искусственного дыхания привело к развитию септической инфекции, осложнившейся гангреной.
Гангрена носит системный характер, но в первую очередь процесс омертвения тканей начинается с конечностей. Неделю назад Роману пришлось ампутировать ступни обеих ног, и уже тогда врачи предупредили о том, что, возможно, встанет вопрос и об ампутации кистей рук.
Сейчас ряд СМИ со ссылками на свои источники сообщает о том, что фигуристу ампутировали обе кисти рук, другие же говорят о том, что речь идет о нескольких пальцах. Кроме того, есть информация, что спортсмен находится на кислороде, который подается ему через специальную трубку в гортани.
Удастся ли таким образом остановить гангрену? Как часто врачам приходится прибегать к ампутациям конечностей? Есть ли способы лечения без ампутации? Эти и другие вопросы мы задали экспертам.
Как рассказал «МК» руководитель отделения сосудистой хирургии федерального центра, пожелавший остаться анонимным, сегодня врачи крайне редко проводят ампутации конечностей на фоне гангрены, потому что стараются не доводить пациентов до такого состояния:
— Мы крайне редко проводим такие операции. Коллеги делают их дай бог раз в год, а у нас в отделении уже лет десять такого не было — ни одного пациента с ампутациями из-за гангрены.
— Если человеку ампутируют конечности полностью, каковы шансы, что гангрена не распространится дальше?
— Если не поражены жизненно важные органы — сердце, легкие, органы брюшной полости, — безусловно, шансы есть. Без рук и ног человек прожить может. Поэтому конечности принципиально можно ампутировать до основания — это не те органы, без которых невозможно существовать, они просто помогают человеку, но не играют ключевой роли.
Член совета Общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, врач-анестезиолог-реаниматолог Алексей Старченко рассказывает, что прогнозы во многом зависят от того, сколько времени человек провел на искусственном кровообращении:
— Чем дольше пациент на нем находится, тем хуже для периферических сосудов, тем хуже кровоснабжаются сердце и легкие. Думаю, в этой ситуации врачи ограничатся кистями и стопами, хотя, если умерла ткань, уже, увы, бесполезно что-то делать.
— Были ли в вашей практике пациенты, которым ампутировали и ноги, и руки?
— Нет, у нас люди умирают быстрее, чем у них развиваются такие осложнения. Те, кого переводят на искусственное кровообращение («искусственное сердце»), как правило, не доживают до ампутации. Уверен, за Романом врачи тщательно наблюдают и сделают все возможное, чтобы он поправился.