Нынешнее законодательство об образовании разрешает привлекать школьников к труду лишь в целях обучения. То есть сколотить табуретку на уроке технологии можно, а во время субботника — нет. Да и в принципе грести листья и убирать фантики на школьном дворе по закону можно только с письменного согласия родителей и самого ученика. И если сами школьники такое согласие чаще всего дают, то мамы и папы горой встают на защиту «деточки», - сетуют в Госдуме.
- Мне рассказывал директор школы одного из регионов, как после сильного снегопада он попросил учащихся старших классов взять лопаты и расчистить дорожку перед школой. Так родители написали жалобу в городскую администрацию, - рассказала глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова на круглом столе на тему трудового воспитания школьников, который прошел в нижней палате 13 февраля.
Депутат отметила, что для многих родителей стало немыслимо, чтобы их дети дежурили по классу или мыли в школе полы:
- У родителей теперь есть пугалка — половая тряпка, которую дадут их детям и заставят выжимать, - посетовала Казакова.
Парламентарии всерьез обеспокоены перспективой такого регулирования. По мнению депутатов, задвинутые на дальнюю полку заветы Макаренко о коллективном труде приведут к тому, что в стране вырастет поколение иждивенцев. Как отметила депутат Татьяна Буцкая, по статистике порядка 40% молодых людей нигде никогда не работали и не планируют этого делать.
Депутат от ЛДПР Алексей Диденко отмечает, что помимо уроков труда, которые сейчас заменены «технологией», в современных школах нет и системы школьного самоуправления.
- Только 4% населения нашей страны участвуют в гражданской активности. Систему школьного самоуправления ругают за то, что это западная традиция. Но это помогает человеку со школьной скамьи сформировать отношение к государству, - подчеркнул парламентарий.
Чтобы изменить ситуацию, депутаты предлагают вернуть в школы традиционные уроки труда.
- Нынешние уроки технологии прививают детям навыки индивидуальной трудовой деятельности. Они что-то делают на компьютере, занимаются лего-конструированием. Но в коллективе работать не умеют. Такие навыки дает именно урок труда. Причем в законе необходимо прописать, что труд должен быть общественно-полезным. Дети должны ощущать цену труда, - уверена Буцкая.
Для этого парламентарии предложили на уровне закона прописать основы трудового воспитания и зафиксировать, что школа должна передавать ученикам рабочие навыки, стимулировать к творчеству и прививать уважение к чужому труду.
Кроме того, из законодательства депутаты предлагают убрать всё, что касается согласия родителей и самих учеников на привлечение последних к труду.