Врач и психолог объяснили опасность для жизни школьницы, упавшей в 40-минутный «обморок»

«В стрессе мозг ребенка перестает эффективно функционировать»

В лицее № 173 в Екатеринбурге девятиклассница упала в обморок прямо на уроке, а учительница решила, что та «спит» лицом на парте и не стала ничего предпринимать. И девочка так якобы «проспала» 40 минут. «МК» узнал у врача-реаниматолога, какие риски были в данном случае для здоровья и жизни подростка, а психолог дала советы родителям, как следует поддерживать детей во время учебы.

«В стрессе мозг ребенка перестает эффективно функционировать»

Как рассказали родители пострадавшей девятиклассницы, накануне девочка рыдала из-за непройденного собеседования по русскому языку, и обморок, произошедший на следующий день, связали с испытанным ею стрессом. Дело в том, что девятиклассница родом из Таджикистана и испытывает трудности с изъяснением на «великом и могучем». По рассказам очевидцев, девочка на уроке склонилась головой на парту, а «добрая» учительница сказала: «Пусть поспит». Педагог решила, что та заснула из-за загруженности в период аттестации. И 40 минут ученица так «спала». 

Как говорят, школьницу запугали перед собеседованием. Отец школьницы утверждает, что учителя... По словам мужчины, дочь тщательно готовилась к экзамену, но в итоге все равно провалила. «И она так ревела (когда ей пришла смс, что она не сдала), а сегодня в школе потеряла сознание», – рассказал он. Также он пожаловался, что врача в школе не оказалось. Учителя вызвали скорую помощь... Сообщается, что девочку увезли в больницу, врачи проводят медобследование.

Насколько опасной была ситуация для жизни и здоровья подростка, «МК» рассказал врач-реаниматолог Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» ФМБЦ имени А.И. Бурназяна Алексей Старков.

– Прежде всего, у меня вызывает сомнение вся эта ситуация - что девочка могла находиться в обмороке так долго, – прокомментировал доктор. – Обморок – это кратковременная потеря сознания, длящаяся не более 5 минут. Если же сознание отсутствовало 40 минут, это не обморок, а что-то более серьезное, требующее консультации невролога и, в первую очередь, госпитализации.

То, что в школе нет врачей, это известная проблема. Раньше там были медсестры, но позже, в целях оптимизации даже их сократили. Да, медработников в школах не хватает, поэтому остается только обучать педагогов оказанию первой медицинской помощи...

Поведение учительницы в данной ситуации вызывает недоумение, так как она должна была проверить, в каком состоянии находится девочка, если она опустила голову на парту. Нужно было убедиться, в сознании она или нет. И если без сознания, то необходимо было проверить сохранность дыхания. Вполне могли быть и проблемы с сердцем, вплоть до остановки сердечной деятельности, требующей проведения реанимации. Конечно, такая позиция педагога «пусть поспит» – недопустима.

Как нужно действовать в подобных случаях - при обмороках детей на занятиях в школе? Проверка, далее – вызов скорой помощи, затем укладка человека в устойчивое боковое положение, чтобы исключить западение языка (и следующее за ним удушье), и наблюдение за его состоянием до приезда медиков.   

– Как следует из этого сюжета, ребенок был запуган. Запугиванием, как правило, занимается не школа, а все-таки родители, – объяснила «МК» семейный психолог Елена Улитова. – Нередко родители формируют в семье атмосферу сверхзначимости успеваемости своего ребенка. То есть, пятерка у них – это «счастье», а двойка  – прямо катастрофа всей жизни. Не требуйте от своих детей пятерок! Я предполагаю, что в семье этой девочки, раз она так перенервничала, рыдала из-за несданного экзамена, идут какие-то серьезные разборки со стороны родителей из-за ее оценок, и я даже не исключаю физических наказаний. Нужно испытать большой стресс, чтобы упасть в обморок вот так на уроке... 

Родители – хорошие родители! – должны помнить, что разница между пятеркой и другими оценками – это разница в уровне освоения материала, а вовсе не в оценке способностей самого ученика. А есть такие родители, которые ставят в зависимость личность своего ребенка от текущей его успеваемости, от оценки. Получил, к примеру, ребенок тройку или вообще не сдал, нужно ему сказать: «Давай разберемся, что именно ты не понимаешь, чем тебе помочь?». В случае каких-то переживаний ребенка по поводу учебы – первое, что нужно сделать, это создать эмоциональный контакт с ним. Не нужно забывать, что, пока ребенок находится в стрессе, у него выбрасывается кортизол (гормон стресса), и мозг перестает эффективно функционировать. Он ничему не учится в этом состоянии. Если мы хотим, чтобы он достигал успехов в учебе, его нужно сначала привести в работоспособное состояние, а такое состояние зависит от контакта с родителями. Если привязанность между ним и родителями сохраняется, то дальше он может учиться, его мозг развивается... Если этого нет, то ребенок озабочен, чтобы восстановить эту привязанность, и ему тогда уже не до учебы...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру