Жертва нефтегорского землетрясения рассказала, как выживала под завалами

«Было жутко холодно, воды в ванной не было, хотелось пить»

Истории спасений жертв землетрясения в Турции на третий день после сокрушительного удара кажутся настоящим чудом. Возможно ли выжить в каменном мешке без воды, без еды, не имея возможности пошевелиться, когда температура воздуха ненамного выше нуля? Утвердительно на этот вопрос «МК» ответила Надежда Сушко. Она провела почти сутки под завалами после землетрясения, стершего с лица земли поселок Нефтегорск Сахалинской области 18 лет назад. И рассказала, как ей удалось выжить.

«Было жутко холодно, воды в ванной не было, хотелось пить»
Нефтегорск, 1995 год

Справка «МК»: Землетрясение в Нефтегорске магнитудой 7,6 произошло ночью в воскресенье 28 мая 1995 года в 1.04. Оно полностью разрушило населенный пункт всего за 17 секунд. Из-под завалов удалось достать живыми свыше 500 человек. Погибло 1958 человек из 3000, проживающих в Нефтегорске. Поселок было решено не восстанавливать, сейчас на его месте мемориал в память о погибших.

Надежде Сушко было 22 года, когда она чудом выжила в том землетрясении, по силе вполне сравнимом с ЧП в Турции.

- Когда вы сейчас смотрите новости из Турции, проводите какие-то параллели с сахалинской трагедией?

- Глядя на кадры которые сейчас в Турции, могу сказать, что это один в один по мощности землетрясение, которое произошло у нас в Нефтегорске судя по разрушениям. Конечно без слез на это смотреть нельзя , я только и делаю, что смотрю новости. Очень жалко людей, непроизвольно ставишь себя на их место и вспоминаешь то, что было с тобой.

- Разрушения в Нефтегорске похожи на те, которые мы видим в репортажах из Турции?

- Да. В поселке было 17 домов, 4 из них было двухэтажными, и они разрушены меньше, а вот пятиэтажки сложились как карточные домики. Это были просто горы мусора. Наш дом был крайний, и из него достали больше выживших, потому что была возможность техники подъехать с краю. В тех домах, которые в середине поселка, выжило гораздо меньше. Причем 4 дома полностью сгорели потому что произошла утечка газа. Когда разбирали завалы, нашли только кости. Я смотрю на разрушения в Турции и понимаю, что там спасателям очень трудно работать , потому что застройка плотная.

- Вы сейчас внутренне все это переживаете заново?

- Да по-своему. Это очень страшно, человек , который этого не пережил, не поймет. Я помню, в 1988 году, когда в Армении произошло страшное землетрясение, мы тогда еще в школе учились и собирали помощь для них, книги и одежду. Но я и предположить не могла, что через 7 лет это произойдет со мной.

Надежда Сушко (в центре) во время землетрясения в Нефтегорске почти сутки провела под завалами. Фото предоставлено героем публикации.

- Сейчас в Турции и Сирии до сих пор идут поиски выживших. Как считаете, каковы шансы у людей, которые оказались под завалами?

- Конечно сейчас людям тяжелее. Прежде всего, потому, что зима - сами понимаете переохлаждение организма. Один из тысячи шанс выжить, я думаю. Хот были случаи, когда людей доставали и через 5, и 7 суток доставали живыми, если у человека не повреждены ноги и руки и он мог двигаться. Например, моя сестра с ребенком пробыли 3 суток без воды и еды. И у нас таких случаев чудесного спасения много.

- Землетрясение в Нефтегорске длилось 17 секунд, опишите их.

- В квартире, в которой я находилась, было 7 человек, я выжила одна. Это страшно, просто страшно. Я не сразу поняла, что это землетрясение, думала, что дом от газа взорвался. Я в тот момент принимала душ, потянулась за полотенцем и услышала гул. Я подняла глаза и увидела трещины на потолке, еще несколько секунд свет горел, я присела в ванну - и все, меня потащило вниз. А потом все обрушилось, за какие-то секунды.

- Что с вами происходило под завалом?

- Когда все рухнуло, может, с минуту была тишина, а потом начались крики, стон «Спасите, помогите». Это был ад, честно говоря. У меня была какая-то щелка рядом, кто-то в нее заглянул и сказал: держитесь, много людей завалило, это землетрясение. Затем были афтершоки. Я сначала сидела в ванной ровно, а после них плита стала давить сильнее и достала до головы. Было жутко холодно, воды в ванной не было, хотелось пить. Я потеряла сознание на какое-то время, а когда очнулась, начала кричать: «Спасите, я не хочу умирать», - и меня услышала соседка. Я была полностью без одежды, и рука, которой я потянулась за полотенцем, оказалась за ванной и была практически оторвана.

- Кто вас в итоге достал?

- Тогда еще спасателей не было. Я так понимаю, первыми пришли на помощь люди из ближайших поселков. Рядом находился кран, и вот они с его помощью начали разгребать завал. Я там пролежала 16 часов.

- Кого вы потеряли в том землетрясении?

- В квартире были мама с отчимом, я с маленьким сыном, которому было полтора месяца на тот момент, младшая сестра с мужем и с девятимесячным ребенком. Из них всех я выжила одна. Была жизнь, была малая родина, где были твои одноклассники, соседи. (Плачет) За 17 секунд у тебя жизнь перевернулась, ты потерял все. Просто все. У меня погибло 12 родственников. Нас было пятеро сестер, в живых остались двое. Маму достали живой 1 июня, но ей ампутировали ноги, и 5 июня она умерла.

- Что происходило с вами после землетрясения?

- Меня отправили в город Оха, потом санавиацией в Хабаровск, где я находилась в больнице полгода. Руку ампутировали. Сначала 2 недели врачи пытались ее сохранить, но не удалось, поэтому я сейчас с одной рукой.

Первые три годы была сильнейшая психологическая травма, все как в тумане. Но в 1999 году у меня родился сын, и жизнь началась заново. С 2005 года я работаю в школе в Хабаровске, преподаю географию. Несмотря ни на что, жизнь сложилась хорошо.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28968 от 9 февраля 2023

Заголовок в газете: «Было жутко холодно, хотелось пить»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру