Говорят, мол, где умер - пусть там и платят.
«Конечно, я думаю, дедушку очень подкосила вся та неприятная ситуация, в которой он оказался в последние три года. Он упал духом, очень сильно переживал. Онкология развилась быстро. Ведь дедушка проверялся за год до смерти, и никакой опухоли не было», - говорит внук ветерана Игорь Патанин.
Из ежегодного поздравления президента Путина Александру Ивановичу Смирнову. Май 2022 года.
«Уважаемый Александр Иванович! Сердечно поздравляю Вас с 77-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Пройдут годы, минуют десятилетия, но в нашей стране 9 Мая останется самым главным, святым праздником. (…) Вы своей стойкостью и величием духа доказали, что не было и никогда не будет такой силы, которая смогла бы сломить наш народ, поставить его на колени. Желаю Вам здоровья, бодрости духа и благополучия. Президент Российской Федерации».
Александр Смирнов родился в 1927 году в Подмосковье. Был призван в Советскую армию 16 марта 1945 года, когда ему не исполнилось и восемнадцати. Службе в армии он отдал 34 года своей жизни. Помните легендарную фразу: "Есть такая профессия - Родину защищать"?
До 1950 года был рядовым. В 1952-м окончил Одесское пехотное училище. Прошел путь от лейтенанта до полковника. От Германии до Эстонии. Когда возникла угроза со стороны Китая, в составе легендарной Панфиловской дивизии его отправили охранять наши границы в Среднюю Азию. За добросовестную службу был награжден орденом «Красная звезда», медалью «За боевые заслуги». Из рядов Советской армии уволился в запас в 1979 году.
После развала Советского Союза Александр Иванович Смирнов переехал в Тверь, как и положено, получал отличную ветеранскую пенсию в 50 тысяч рублей, которую регулярно индексировали.
В конце 2019 года ветеран отправился навестить дочь и внуков в Киргизию, в Бишкек, где те проживают. И тут - пандемия. Границы закрылись.
«Поезда и наземный транспорт перестали ходить вообще, никакого сообщения не было, - продолжает Игорь Патанин. - Авиасообщение осталось, но из-за состояния здоровья и возраста врачи запретили дедушке лететь. И он задержался у нас на неопределённый срок».
Число заражённых в России по сравнению с Киргизией было столь велико, что, даже если бы это было возможно, родные Александра Ивановича не рискнули бы отпустить его одного. «Мы смотрели новости, только в Тверской области в день заболевали по 1000-1500 человек, а у нас на всю страну тогда было всего по 40-50 случаев в сутки. Деду за девяносто, понятно, что он - в самой большой группе риска, да ещё и сердцем проблемы», - продолжает внук.
Военная пенсия полковнику Смирнову, как и прежде, приходила в почтовое отделение в Твери, получала ее по доверенности племянница. Александр Иванович сразу же уведомил военкомат, что временно находится не в России, но, как только появится такая возможность, вернётся домой. Там сперва вошли в положение.
«Нас только попросили держать в курсе, мало ли что, возраст преклонный. Вдруг понадобится выплатить похоронные. Буквально за неделю до того, как дедушке остановили все выплаты, состоялся такой разговор», - вспоминает внук.
И вдруг в феврале 2022 года пришло уведомление, что военный комиссариат в Твери обследовал материально-бытовое положение ветерана и выявил, что тот в настоящее время проживает в Бишкеке. Хотя это никем и не скрывалось.
«В связи с вышеизложенным… принято решение о приостановлении выплаты пенсии на территории Тверской области с 1 февраля 2022 года».
Александру Ивановичу категорично заявили, что раз он находится в другой стране, то пусть эта страна ему и платит пенсию в соответствии с межгосударственными соглашениями. Такое соглашение 1992 года действительно существует, но прежде всего касается военных пенсионеров времен СССР, которые постоянно проживают в странах СНГ. Ключевое слово – «постоянно». Здесь же, понятно, что случился форс-мажор, вмешались обстоятельства непреодолимой силы, но, увы, войти в положение старика не захотели.
«Дедушка умолял подождать ещё хоть немного, но в военкомате были непреклонны. Пенсию, следуя вышеуказанному постановлению, согласилась платить Киргизская Республика, но беда в том, что здесь пенсионные выплаты гораздо меньше. В России он получал 50 тысяч, а в Киргизии в пересчете вышло всего 15 тысяч рублей», – поясняет Игорь Патанин.
Памятуя, что глава России ежегодно присылает ему открытки с поздравлением, Александр Иванович первый раз в жизни рискнул сам побеспокоить президента с просьбой о помощи.
«В Киргизии я нахожусь временно, я здесь не имею постоянной прописки и вида на жительство. Только талон о временном пребывании, который выдается, если находишься в Киргизии, больше 90 дней. Пережив войну и дожив до преклонного возраста, не хочется умереть от страшного вируса.
Приехать в Тверь я планировал летом. Я понимаю, что мое нахождение вне пределов Российской Федерации является основанием для решения о приостановлении выплаты пенсии. Я не прошу освободить меня от соблюдения закона Российской Федерации, я прошу лишь дать мне отсрочку для приезда в РФ и подтверждения своего проживания там.
Я сейчас в том возрасте, когда каждая пенсия может оказаться последней…»
«Дедушка едва не плакал от обиды за то, что так получилось. Ему было горько осознавать, что он оказался никому не нужен, он ведь не просил, чтобы его навсегда освободили от действия закона, все, что он хотел - это получить немного времени», - до сих пор переживает внук.
«Самое парадоксальное, как мы выяснили позже, что если ветеран живет в недружественной стране, не в СНГ, то пенсию ему продолжает выплачивать Россия в полном объеме. А в дружественной, по соглашению, он получает в три раза меньше. Согласитесь, очень несправедливо, - размышляет внук. - Дед не просто был гражданином России, он родился в Московской области и всю свою жизнь посвятил военной службе на благо родины.
Он не смог вернуться на родину не потому, что этого не хотел, как репатрианты, он мечтал вернуться, но не получилось, в том числе из-за состояния здоровья. А оно в последний год его жизни оказалось подорвано в том числе из-за равнодушия чиновников».
Местной пенсии едва хватало на пропитание. Александр Иванович, который привык во всем полагаться на себя сам, на старости лет оказался на содержании у дочери и внуков. Так как он продолжал оставаться гражданином России, его лечили только в частных клиниках, стоимость приёма в которых значительно отличалась для неграждан.
9 мая 2022 года Александр Иванович Смирнов последний раз прошёл с "Бессмертным полком", с портретом своего отца. Здоровье не выдерживало нервотрепки. Остаться в чужом государстве без средств к содержанию, в полной зависимости, пусть даже и от близких людей. Что может быть обиднее и больнее? Понятно, что родные не бросят, но каково это было осознавать самому пожилому человеку? По словам родственников, Александр Иванович очень быстро угасал.
Его последние силы подтачивало и то, что он боялся никогда не увидеть родину.
«16 января этого года дедушки не стало, - продолжает Игорь Патанин. - Он заболел, и подозревали пневмонию, когда сделали рентген, увидели затемнения. И уже потом выяснилось, что метастазы поразили буквально все органы… Похоронили дедушку, естественно, здесь. Но даже после его смерти, как оказалось, пренебрежительное, на мой взгляд, отношение не закончилось. В Интернете я прочитал, что по закону ветеранам в РФ положены выплаты похоронных, а также деньги на установку памятника».
Но когда внук позвонил в военкомат Тверской области, по его словам, там ему заявили, что раз дед получал последнее время пенсию в Киргизии, то пусть Киргизия ему все теперь и оплачивает. «А затем просто бросили трубку. Получается, что ветерана и орденоносца сначала лишили достойной пенсии, а затем забрали возможность быть погребённым с положенными ему по закону РФ почестями».
В Киргизии похоронные выплаты родственникам Смирнова произвести все же согласились. Но по самым минимальным тарифам - возместят около 10 тысяч рублей по нашему курсу. Не хватит даже на скромный памятник.
***
На данный момент действует закон: если военный пенсионер-россиянин живет в любой стране мира, кроме государств СНГ, пенсию ему продолжает платить Россия, переводя средства на лицевой счет. Если же пенсионер проживает в СНГ, то пенсию ему по Соглашению о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и госстрахования военнослужащих государств – участников СНГ платят в стране постоянного проживания. Эти правила хотят отменить из-за того, что якобы слишком много мошенников развелось. Приезжают в Россию, где самый высокий уровень пенсионного обеспечения, из стран бывшего СССР, чтобы получать у нас хорошую ветеранскую пенсию. Поэтому в ближайшем будущем РФ перейдёт на оплату только своим гражданам.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности согласилась с предложением МИД РФ денонсировать это соглашение, чтобы уменьшить большую нагрузку на наш бюджет.
В случае с полковником Александром Смирновым все произошло ровным счётом наоборот. Приехав временно погостить к родным в Киргизию из России, он потерял право на все выплаты.
«Пока ещё есть силы, не хочется лишиться последней гордости в жизни», - написал полковник Смирнов в своём обращении президенту с просьбой сохранить ему пенсию. Обращение спустили по инстанциям вниз. Сочувствия от местных чиновников ветеран так и не дождался. Сейчас письмо с просьбой разобраться в ситуации и восстановить справедливость, пусть даже и после смерти дедушки, российскому президенту написал внук.