Операция «Роза»
Вадим Скибинский — из «закрытого» города Снежинска, расположенного в восточных предгорьях Среднего Урала. Ранее город, где располагался Федеральный ядерный центр, был под грифом секретности и назывался Челябинск-70.
Как говорит исследователь, он взялся изучать в архивах документы, касающиеся гибели группы Игоря Дятлова в 1959 году на севере Свердловской области, чтобы прекратились всяческие спекуляции на эту тему.
— Я сразу отмел версию, что с ребятами могли расправиться спецслужбы, — говорит Вадим. — Это были годы всеобщего подъема. В стране строились «закрытые» города. В поход отправились студенты-активисты, большинство которых после окончания института поехали бы работать в эти «закрытые» города и на предприятия, работающие на оборонную промышленность. Например, один из туристов, Рустем Слободин, который годом ранее закончил механический факультет УПИ, работал на засекреченном предприятии — «почтовом ящике» 10. Даже если бы они что-то и увидели неположенное тогда на перевале, с них бы просто взяли подписку о неразглашении и все.
Отбросил Вадим Скибинский и версию, связанную с лавиной.
— Потому что у нее должна быть повторяемость, а этого нет. Сосредоточился на техногенной версии. Задался вопросом, может ли гибель группы Дятлова быть связана с химическим оружием или какими-то химическими компонентами? За горой находилось какое-то хранилище; стал разбираться, мог ли там произойти непроизвольный выброс? Но исключил эту версию. Потому что там не было железной дороги, а подобные хранилища и объекты размещаются только в хорошо оборудованных местах. Соответственно, раз туда не протянута железнодорожная ветка, ничего серьезного там быть не может.
Вадим говорит, что по специальности он инженер, на протяжении шести лет работал у испытателей ядерных зарядов.
— Рядом были специалисты-гиганты, кто участвовал в испытаниях на Новой Земле и на Семипалатинском полигоне. Подход ко всему был очень серьезный, не то что семь раз отмерь — один раз отрежь, а сто раз отмерь, а потом режь. Все делалось очень качественно. Поэтому я сразу отмел версию, что в окрестностях горы Холатчахль в 1959-м что-то испытывали. Все это делается на оборудованных полигонах, в испытаниях участвуют не сотни, а тысячи людей. Оставалось одно — что-то прилетело сверху. Если бы это был самолет — было бы много огня и много металла, а там этого не было. Значит, это могла быть только ракета.
Вадим говорит, что изучил все материалы, касающиеся испытательного полигона на Байконуре и полигона Капустин Яр в Астраханской области.
— В интересующее нас время там запусков ракет не было. Тогда я подумал: а что, у нас в стране не было других площадок? И не было ракет поменьше, чем «гагаринская» межконтинентальная баллистическая ракета Р-7? И стал смотреть документы, связанные с ядерными испытаниями. Благо они все оказались открытыми. Мое внимание привлекла операция «Роза» — программа испытаний баллистических ракет Р-12 с ядерными боеголовками в августе-сентябре 1961 года.
Долгое время эта операция РВСН (Ракетных войск стратегического назначения) оставалась одной из самых засекреченных. Запуски ракет осуществлялись со стартовой площадки поселка Полярный (район Салехарда, 106-й километр Северной железной дороги). Районом падения был выбран полигон на Новой Земле.
К испытаниям активно готовились. Но с ноября 1958 года по август 1961-го, почти на три года, был введен мораторий на ядерные испытания.
— Как только мораторий закончился, за 2 месяца была выполнена норма по ядерным испытаниям как за 2,5 года. С Полярного на Новую Землю пошли четыре ракеты, две — пристрелочные, две — с зарядами. Введение моратория — это политическое решение. Его могут объявить и в любой момент в одностороннем порядке отменить. Поэтому у всех сохраняется готовность №1, все «сидят на чемоданах», никто не отдыхает. Работают в лабораториях, горняки готовят скважины и штольни.
Вадим Скибинский уверен, что во второй половине 1958 года стартовая площадка в поселке Полярный была уже готова.
— Операция «Роза» хорошо описана. В частности, указано, когда приехали испытатели, с чего начали. Все расписано по неделям. Там не было какого-то капитального строительства, кроме обустройства площадки — стартового стола. Сразу было привезено оборудование. От основной магистрали до Полярного шла железнодорожная ветка.
В 2013 году, по словам исследователя, многие документы были рассекречены, а значительная их часть рассекречена частично.
— Я изучил постановления и документы ЦК КПСС, которые были выложены на сайте РВСН. Согласно частично рассекреченным документам в 1957 и 1958 годах проводились испытания ракеты Р-12 на полигоне Капустин Яр. Все 25 запусков были успешными, только в одном случае ракета из-за нарушения герметичности топливной коммуникации не долетела до заданной точки 400 километров. Это были отличные результаты отработки Р-12.
1 июля 1958 года в своем докладе ЦК КПСС Устинов и Неделин указывали, что двигательная установка ракеты позволяет пока вести стрельбу при температуре не ниже минус 20 градусов вместо заданных минус 40. Но этот вопрос должен был решиться в четвертом квартале 1958 года, когда будут изготовлены машины подогрева ракеты.
В январе 1959 года Устинов, согласно архивному документу, доложил в ЦК КПСС, что заканчиваются основные этапы испытаний Р-12, но работоспособность ракеты при температуре минус 40 градусов пока не проверялась.
Через два месяца, 4 марта 1959 года, ракету Р-12 принимают на вооружение.
— Запомните эту дату. Это самый важный документ по ракете Р-12. В постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР «О принятии ракеты Р-12 на вооружение Советской армии» черным по белому написано, что теперь боевая эксплуатация ракеты возможна при любых метеорологических условиях в интервале температур от минус 40 градусов до +50 и скорости ветра у земли до 15 метров в секунду.
Чтобы доказать военпреду, что это так, и чтобы ракета была принята на вооружение, должны были пройти испытания.
— Если посмотреть параметры ракеты, то все они выписаны из результатов испытаний. Сейчас мы можем создать компьютерную модель и подсчитать что-то с помощью программ, а в те годы даже ядерные испытания были с полноразмерными зарядами. Их мощности не уменьшались. Они так и назывались — натурные испытания.
То есть испытания ракеты Р-12 в январе-феврале 1959 года были успешно проведены при температуре минус 40 градусов и ниже с использованием изготовленных машин подогрева. (Группа Игоря Дятлова погибла в окрестностях горы Холатчахль с наибольшей вероятностью в ночь на 2 февраля 1959 года).
— Дальше в документах есть докладные записки, постановления. Решения тогда принимали люди самого высокого уровня: Малиновский, Неделин, Устинов, Хрущев, Королев, Янгель. В документах говорится, что военные должны научиться с этими ракетами грамотно работать. И самое главное, что они проверены на воздействие отрицательных температур. То есть климатические испытания проведены.
Документы-«перевертыши»
А дальше, как говорит исследователь, нужно было просто включить логику.
— Где у нас в стране в то время можно было найти площадку, где была бы гарантирована температура ниже 40 градусов мороза? Причем требования к этой площадке были достаточно высокими: туда должна подходить железная дорога, там должно быть обеспечение и так далее. В Полярном как раз в 1958 году строилась площадка для ядерных испытаний. Я уверен, что именно там в январе-феврале 1959-го прошли климатические испытания Р-12. Если бы не был введен мораторий на ядерные испытания, в марте 1959-го, когда потеплело, ракеты Р-12 с ядерными боеголовками пошли бы на полигон на Новой Земле, началась бы операция «Роза». Просто зимой на Новой Земле никто не работает, там только белые медведи ходят.
— Если в Полярном проходили климатические испытания, по какой траектории летели ракеты?
— Нужно было запускать ракету с территории с низкими температурами, потом нужно было поднять обломки, поняв, куда они приземлились. Если вы на карте из поселка Полярный прочертите линию на север, то попадете на архипелаг Новая Земля. Этот вариант исключается. Если прочертите линию куда-нибудь на запад или на восток — там непроходимые леса. Остается один вариант — вдоль Уральских гор, где довольно безлюдно и в то же время можно обнаружить обломки. Вдоль хребта, по моему мнению, ракета и пошла. Дальность полета у нее от 800 до 2000 километров. А дальше… в каком месте хотите, в таком и поставьте точку. Если рассматривать самое большое расстояние, ракета прилетит в Казахстан. Было выбрано абсолютно безлюдное место — северная часть Уральских гор. На испытаниях разлет у этой ракеты плюс-минус 4 километра.
Вадим Скибинский обращает внимание, что данных в архивах по климатическим испытаниям в Полярном нет.
— Они либо до сих пор засекречены, либо уничтожены. Возникает вопрос: а почему? И самое интересное, что в документах эти климатические испытания заменены «дурилкой картонной» — другими испытаниями. В архиве я нашел документы, датированные 14 марта, 24 марта и 1 апреля 1959 года. В них явно изменены даты. Это доклады Малиновского и Неделина в Совет министров СССР о необходимости проведения стрельб ракеты Р-12. Доклад Устинова в ЦК КПСС о проведении работ по созданию средств защиты ракеты от воздействия отрицательных температур. И распоряжение Совета министров СССР за подписью Хрущева, в котором разрешается израсходовать 6 ракет Р-12. Все представлено так, что они проведут климатические испытания осенью, в ноябре-декабре 1959 года. То есть, получается, сначала приняли ракету Р-12 на вооружение, а потом испытали. Это невозможно.
Даты в этих трех документах, по словам нашего собеседника, либо указаны ошибочно, либо сдвинуты целенаправленно для сокрытия запусков ракет, совпадающих по времени с трагедией на перевале Дятлова.
— Ранее все в документах было последовательно и логично. И вдруг эти документы-«перевертыши», где все абсолютно нелогично. Они как раз частично и проливают свет на то, каким образом их меняли.
— Как и где, согласно официальной версии, проходили климатические испытания?
— Есть их описание. Все происходило в Нерчинске, в 200 километрах от Читы. В архивах есть выписка из мемуаров Сергея Федоровича Гаврикова, полковника в отставке из-под Житомира, командира дивизиона, проводившего климатические испытания Р-12 при крайне низких температурах в Забайкалье. Начало — 7 ноября 1959 года. Утверждается, что там длительно держалась температура 52 градуса. Я согласен, что в Читинской области резко-континентальный климат, сильные ветра, но это широта Саратова. Там не бывает длительное время таких низких температур. И, что главное, поражает результат этих якобы климатических испытаний, которые описаны. Они повозили эту ракету по полевым дорогам в дневное и ночное время, совершили марши, автомобильную технику гоняли на тысячу километров, тяжелую — на 500. Проверили комплекс после маршей, поставили ракету, потом сняли, увезли ее на полигон Капустин Яр, откуда ее успешно и запустили. То есть это были испытания на прочность, а не климатические испытания.
Получается, что ракету Р-12 в Забайкалье при температурах от минус 40 градусов и ниже никто запускать не собирался. Для этого ее отвезли в Астраханскую область, на теплый полигон.
— А ведь сама суть климатических испытаний ракеты сводилась как раз к ее запуску на морозе, в минус 40 градусов. Выходит, что испытания ракеты в условиях крайних отрицательных температур не было, постановление ЦК КПСС не было выполнено?
Вадим Скибинский говорит, что если внимательно прочитать этот архивный документ, то можно заметить, что там описаны два разных испытания.
— В тексте говорится, что температура на стартовой площадке была очень низкой, доходила до минус 52 градусов. Резиновые шланги ломались как пластик. А еще был ветер до 15 метров в секунду. На самом деле, когда все это разложишь по полочкам, становится понятно, что эти описания относятся к климатическим испытаниям в Полярном. Только их по-другому назвали.
«Заправка ракеты: 7,3 тонны скипидара и 29 тонн азотной кислоты»
— По какой причине ракета оказалась неисправной?
— Ракета не долетела до нужной точки. От Полярного до перевала, где остановилась на ночлег группа Дятлова, 620 километров. Теперь давайте посмотрим, в чем была причина. Если ракета стартовала и успешно ушла со стартового стола, это однозначно говорит о том, что двигатель у нее работал исправно. Если бы там что-то было с трубопроводом в двигательной установке, она бы просто не запустилась.
Вадим Скибинский напоминает, что «гагаринская» ракета Р-7 керосин-кислородная.
— Керосин — это жидкость, с заправкой нет никаких проблем. А кислород приходится заправлять при криогенных температурах. Соответственно, поэтому на Байконуре эта ракета 24 часа накачивается жидким кислородом. И в течение одного часа она должна взлететь. Та ракета, которую сделал Королёв, была хороша для космонавтики, но никак не подходила для военных. Пока сутки будешь ждать, когда ракету накачают кислородом, тебя уже разбомбят. Поэтому Михаил Иванович Янгель в ОКБ-586 в Днепропетровске начал разрабатывать ракету, где в качестве топлива используется скипидар, а в качестве окислителя — азотная кислота. Ракету можно было быстро заправить — и она была готова. В таком виде могла храниться. Ракета Р-12 является прародителем всех наших сегодняшних жидкостных стратегических ракет.
Исследователь говорит, что ракета в 1959 году не долетела до заданной точки, потому что она раньше времени израсходовала топливо. И объясняет причину.
— До начала 1959 года было испытано суммарно 25 ракет. Все испытания были удачными. На климатических испытаниях было запущено шесть ракет. Если бы были выявлены какие-то недостатки, то ракету бы 4 марта 1959 года не приняли на вооружение, отправили бы на доработку и приняли позже. Это говорит о том, что неисправность была плевая либо вмешался человеческий фактор.
Как говорит исследователь, в ракету Р-12 заправляется 7,3 тонны скипидара и 29 тонн концентрированной азотной кислоты.
— Если бы что-то было с трубопроводом, который идет из бака в сторону насоса, его бы просто разорвало. У этой маленькой ракеты расход 120 литров в секунду. Поэтому должна быть совсем плевая неисправность, и она не должна касаться двигательной установки. И она есть: все дело в дренажном отверстии — это пробка сверху бака. У этой ракеты снизу находится бак с топливом, а сверху — два бака с окислителем. Снизу подсоединяются шланги и закачивается топливо, скипидар. А сверху есть пробка, через которую выходит воздух. Вы заполняете топливом ракету, пока не выйдет весь воздух. После этого вы должны закрыть дренаж. Если эту пробку не закрыть, произойдет то, что произошло. Ракета уйдет со стартового стола, но через эту пробку будет выливаться топливо и сгорать в пламени ракеты. При этом Р-12 быстро израсходует топливо. Что и произошло.
Когда двигательная установка уже не работала, ракета находилась на малой высоте, в сотнях метров от земли, сработали пиропатроны, датчик-взрыватель-вибратор дал команду на разрушение ракеты.
— Топливо закончилось, взрываться там было нечему. Обломки ракеты улетели южнее, за гору, — они тяжелые, у них энергии больше. Азотная кислота «тормознулась» в воздухе и в виде аэрозолей ушла восточнее. И это плотное облако из мелкодисперсных частиц концентрированной азотной кислоты накрыло группу Дятлова. В ракете оставалась половина окислителя — это расчетная величина, — порядка 10–15 тонн кислоты.
Вадим Скибинский говорит, что сам однажды вдохнул пары концентрированной кислоты — и в горле мгновенно возник спазм, а его самого охватил страх.
— Как только отодвинулся, смог дышать. Мой коллега рассказывал, как на химическом предприятии оказался в комнате, где была протечка кислоты, ее пары висели в воздухе. Он зашел, и у него мгновенно перехватило дыхание, от жуткой рези он не мог открыть глаза. И тоже рассказал о чувстве страха… Можно представить состояние ребят из группы Дятлова, которые вынуждены были этими парами дышать.
Частицы азотной кислоты в мелкодисперсном состоянии, наподобие тумана, проникли через брезент внутрь палатки.
— Ребята разрезали палатку с противоположной стороны, откуда шло облако. А потом бежали вниз по склону, как раз в том направлении, в котором двигалось облако, что усугубило их отравление.
«Следы на снегу — хорошая улика»
Вадим Скибинский обратил внимание на материалы уголовного дела о гибели группы Дятлова. Согласно показаниям поисковиков, следы погибших туристов начинались не у самой палатки, а чуть ниже по склону.
Свидетель Борис Слобцов, студент третьего курса энергофака УПИ, согласно протоколу допроса, указал, что в непосредственной близости от палатки никаких следов не было, они начинались примерно в 15–20 метрах вниз по склону. Еще один свидетель, Чернышов, помощник начальника штаба в/ч 6602, на допросе сообщил, что хорошо различимые следы ног людей они обнаружили в 30–40 метрах от палатки. Это же подтвердил и прокурор города Ивделя Василий Темпалов, который оказался тогда на перевале.
— Облако из распыленной азотной кислоты двигалось сверху вниз и на восточную сторону. Палатка на его пути явилась некой ширмой, экраном и взяла на себя часть этого кислотного тумана. Поэтому в непосредственной близости от палатки следов нет. А в 15–20 метрах на снег уже осела кислота, он был подтоплен, стал рыхлым. Поэтому на нем и были так четко видны следы. Это по аналогии с солью и реагентами, которые рассыпают у нас зимой на дорогах, чтобы растопить снег. Эффект тот же.
Оттепель здесь не могла сыграть свою роль. Если бы солнце подтопило снег, то следы были бы везде. А здесь осталась хорошая улика. Что еще раз доказывает версию техногенного воздействия.
— Вы считаете, что дятловцы были отравлены?
— Пока они бежали вниз к оврагу, получали все новую и новую дозу концентрированной кислоты. В результате у них могли быть поражены легкие, в дальнейшем мог произойти отек легких.
— Как ребята из группы Дятлова могли получить тяжелые травмы?
— Они в панике бежали по склону, кто-то вообще мог ничего не видеть из-за рези в глазах. Опытные ребята-поисковики рассказывали, что на том участке высокогорной тундровой зоны во многих точках выходят на поверхность грунтовые воды, образуются наледи. Лед идет наплывами, где сложно устоять. Еще и на склоне торчат из земли камни, о которые могли удариться туристы.
— Куда исчезли обломки ракеты, почему их не нашли?
— За ними обычно очень быстро приезжали и убирали. Была специальная команда из военных. Думаю, что и было сделано тогда. Обломки ракеты упали в стороне от перевала, где стояла палатка группы Дятлова.
— На ваш взгляд, удастся ли когда-нибудь найти документы об аварии ракеты Р-12?
— Ракета — днепропетровская, это бывшее ОКБ-586, в дальнейшем КБ «Южное» имени Янгеля. Военно-сборочная бригада, которая проводила испытания, была из военной части, которая располагалась под Житомиром. Это были совместные с разработчиками испытания. Попробуйте там что-нибудь теперь найти. Часть документов, касающаяся запусков, может храниться в Москве, в архиве ЦК КПСС, но они до сих пор закрыты. Есть сроки рассекречивания документов. Но, по-видимому, те документы, которые связаны с гибелью людей, рассекречивать пока не будут. Возможно, что еще живы те, кто проводил испытания ракеты Р-12.
Вадим Скибинский считает, что в этой трагедии не стоит винить государство.
— Человечество учится на своих ошибках. Надо понимать, что трагедия на перевале с группой Дятлова произошла еще до катастрофы межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, когда погиб главнокомандующий РВСН, главный маршал артиллерии Неделин. (24 октября 1960 года на Байконуре за 30 минут до запланированного пуска опытного образца ракеты произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Что повлекло за собой разрушение баков первой ступени и возгорание компонентов ракетного топлива. По разным данным, при пожаре погибло от 74 до 126 человек. — Авт.). 25 из 25 запусков янгелевской ракеты Р-12 были успешными, хоть и с определенными отклонениями. И конечно, предположить, что авария может произойти на перевале, где остановились на ночлег туристы, никто не мог.