Зал № 501 Московского областного суда в понедельник, 30 января 2023 года превратился в место битвы. В этот день здесь проходили прения по делу экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. В какой-то момент из-за накала страстей попросили удалить всех журналистов. Никогда еще Фургал не был столь эмоционален и в какой-то момент перешел на крик. Но это был крик души: «Я невиновен! Я не хочу, чтобы мое имя вымарали в грязи!».
Адвокаты пытались уговорить Фургала вести себя спокойно. Но у него (может быть, впервые) ничего не получалось. Экс-губернатор говорил про Мистюкова - человека, на чьих показаниях строится обвинение. Вот фрагмент из перепалки Фургала и председательствующего судьи:
Фургал: «Мистрюков, думая, что у него рак, оговорил меня и других. Он находится на свободе, его никто не судит, ему заплатили 350 миллионов рублей».
Судья Цой: «Если вы сейчас не остановитесь, я буду вынужден лишить вас слова».
Фургал: «Да чего ж вы так боитесь правды?»
Судья Цой: «Господин Фургал, я объявляю вам замечание за невыполнение требований председательствующего!»
Фургал: «Моя вина заключается в том, что я попытался изменить систему в лучшую сторону, моя вина в том, что я посмел избраться вопреки...»
Судья Цой: «Это не предвыборная агитация, и это является прямым воздействием на присяжных».
Фургал: «Я невиновен, я не причастен. Я не хочу, чтобы мое имя вымарали в грязи. У меня дети, у меня внуки. Если вы хотите посадить Фургала, ну придумайте хоть что-нибудь!»
Потом Фургал извинится за свою эмоциональность, объяснит ее тем, что слишком долго сидит. Суть стычки Фургала и судьи сводилась к тому, что он ссылался на доказательства невиновности, которые судья называла неисследованными, а значит, недопустимыми.
К громкой дискуссии то и дело подключался прокурор, обвинял сторону защиты в «постоянном эмоциональном давлении на присяжных».
Однако еще более экспрессивным стало следующее заседание, которое состоялось 1 февраля. На нем прозвучало последнее слово Фургала. Публикуем цитаты из него:
- Сколько было свидетелей со стороны защиты? Я могу сказать, сколько было заявлено, - более 100 человек. А было — два.
- Судьи, вот я просто представил себя на вашем месте (а я прошел большую школу жизни и принимал очень серьезные решения). Но то, что предстоит вам, гораздо серьезнее. От вашего решения зависит, будет ли восстановлена справедливость. И с этим придется вам потом жить.
- Что сказали прокуроры на первом заседании? «Мы представляем государство». И тут же ввели вас в заблуждение. Никогда прокуроры не представляли государство. Прокуроры представляют прокуратуру, где решение, вынесенное в пользу подсудимых, является изъяном в их работе, приводящим к очень серьезным последствиям. А дальше они как бы говорят: “Верьте нам, раз мы представляем государство, верьте”.
- Никто мне не запрещает сказать, что когда я стал губернатором, меня предупредили о том, что если я не совершу определенных действий, то посадят.
- Прошу вас, присяжные заседатели, оправдать меня и дать другим невиновным подышать. Ведь какой это грех — наказывать людей недоказанно. Я не сильный христианин, но все равно я понимаю, что — это грех.
В самом конце своей речи Фургал сделал жест руками, в котором одновременно можно было прочитать и отчаяние, и надежду.