Брат Ельцина: "Борис был обеспокоен только жаждой власти"

Что думают о первом президенте России в деревне Бутка

Первого февраля первому президенту России Борису Ельцину исполнилось бы 92 года. Будущий политик родился в селе Бутка Свердловской области. Здесь до сих пор живет его двоюродный брат Станислав Глебов. Правда, о знаменитом родственнике он уже давно говорит без придыхания.

Что думают о первом президенте России в деревне Бутка

тестовый баннер под заглавное изображение

— Он был обыкновенный человечек, — не скрывая своих эмоций, рассказывает о Ельцине. — Борис был обеспокоен только жаждой власти. Он был верен Советскому Союзу, коммунистом еще каким был! А потом в зрелые годы все бросил и изменился на сто восемьдесят градусов!

— А до этого всех призывал в партию вступать, — продолжает Станислав Федорович. — И меня тоже. Когда он пошел вверх по карьерной лестнице, я был у него в обкоме. Так меня сначала пускать туда не хотели, потому что я — не член партии. Мне пришлось просить охранников, чтобы они позвонили Борису и сообщили, что я приехал. Борис меня принял, руку пожал, и первый вопрос, который задал: «Почему ты еще не в партии?»

— А вы что ответили?

— А я ему не ответил ничего. Я в то время ведь был не такой, как сейчас. Сейчас я бы ему, конечно, ответил. А тогда промолчал.

В юности доверительных отношений между родственниками не было. Сказывалась разница в возрасте — Борис Николаевич был старше Глебова на 11 с лишним лет.

— Конечно, все наши родственники были под впечатлением от Бориса, — продолжает Станислав Федорович. — Его мама всем рассказывала, какой он максималист. Она Бориса любила, как и все матери обожают своих детей. Николай Игнатьевич, отец Бориса, тоже сыном гордился. Кстати, об отце Ельцина здесь до сих пор вспоминают. Он был работящим человеком, трудился прорабом — несколько объектов построил. В том числе и школу. Жили они неплохо. Но вы должны понимать, что в советское время не было зажиточных людей. Поэтому Ельцины тоже не шиковали. Но у них было свое хозяйство: они корову держали. Когда Борис стал президентом, маму свою перевез в Москву. Она скучала по родным краям, часто сюда приезжала, рассказывала о своей жизни в Москве. Ей там не очень нравилось, многие вещи ее не устраивали.

Станислав Федорович большую часть жизнь тоже прожил в Бутке. Родственнику президента скоро исполнится 82 года, но Станислав Федорович не расслабляется.

— Я до сих пор физически работаю сколько могу. До упаду иногда, — делится брат Ельцина. — Сегодня вот едва добрался до постели. Ворота делал. У моего сына есть ферма, я ему помогал. От труда никогда не бегал. А Борис — другой. Он однажды на покосе был — с его отцом Николаем Игнатьевичем и моим братом они косили траву. Борис, конечно, претерпел метаморфозу. Его должность обязывала уважать физический труд. А сам он им не занимался. Когда же ему трудиться? У него времени нет! Вот пьянкой заниматься — это да! Тут он находил время.

— Когда Борис был президентом, ко мне так много журналистов со всего света приезжало, — продолжает Станислав Федорович. — Все хотели у меня взять интервью. Были корреспонденты и из Европы, и из Азии, и из Америки. Я им все говорил, что есть на самом деле, без прикрас. Мне местные жители звонили после выхода интервью по телефону и отчитывали: «Ты не тронь Бориса!» Угрожали даже! Не прямым текстом, конечно, что, мол, расправимся и убьем. А намеками. А я говорил как есть и никого никогда не боялся. И ведь я прав оказался!

Как реагировал сам Борис Николаевич на критику, Станислав Федорович не знает. После того как Ельцин стал президентом, они не общались.

— С тех самых пор, когда я дал первое интервью, у меня никакой связи с Борисом не было, — говорит Станислав Федорович. — Мне сны снились, что я нахожусь у Бориса Николаевича дома, в кругу его семьи. И, знаете, мне как-то так нехорошо было в тот момент. Я чувствовал вину, что о своем брате так говорю. Ощущал во сне, что мне даже стыдно за то, что я его так сильно критиковал. Но когда я просыпался, размышлял и приходил к выводу, что я все делаю правильно. Я должен оценивать то, что есть и как есть. Я служу истине.

Кстати, Глебов признает, что сначала был тоже рад карьерным успехам брата. Когда Ельцин впервые баллотировался в президенты, он свой голос отдал за него.

— Мы с женой вместе за Бориса голосовали, — делится Станислав Федорович. — А на второй раз я уже не стал отдавать ему свой голос. Помню, иностранные журналисты ко мне снова приехали и пошли со мной на избирательный участок. Там они у меня спросили: «Станислав Федорович, за кого вы будете голосовать?» Я ответил честно: «За Зюганова!» Кстати, в родной деревне Ельцина Басманово все люди тоже против него хотели голосовать во второй раз. В грудь себя били: «Не будем поддерживать Бориса!» Но получалось все по-другому. Глава администрации района приехал на выборы, сел рядом с урной, и все те, кто говорил, что не будут голосовать за Ельцина, отдали в итоге свои голоса за него. Вот такое у нас было гражданское общество.

В этом году исполнится 16 лет со дня смерти Ельцина. Свой последний приют экс-президент России нашел на центральной аллее Новодевичьего кладбища Москвы. Станислав Федорович признается: на могиле знаменитого брата за все это время он ни разу не был.

— С удовольствием бы поехал, но я пенсию получаю недостаточную, чтобы до Москвы доехать, — говорит родственник политика. — У меня даже 25 тысяч нет. 22 тысячи получаю каждый месяц. Но на жизнь этой суммы, правда, хватает вполне. Разумеется, мы не шикуем, деликатесы не едим. Да и сын меня кормит. Так что я не жалуюсь. Хотя в Москву мне хотелось бы поехать. Очень хотелось бы с Татьяной встретиться, с Валентиной — мы с ней очень дружили в свое время. Но как это сделать, я не знаю. Когда приезжаю в «Ельцин-центр», всегда спрашиваю о них, прошу о встрече. Но сотрудники лишь пожимают плечами.

На свою жизнь Станислав Федорович не жалуется. Он живет в своем доме вместе с супругой.

— Я женился довольно поздно, в 38 лет. И мы с супругой живем по сей день вместе, — говорит брат Ельцина. — Я всегда был верен своей жене. Мы вместе уже 44 года. С ней я и советуюсь, и делюсь мыслями. А вот односельчане меня сейчас ненавидят. Если вижу кого, даже не здороваются со мной. Потому что у нас разные политические взгляды.

За происходящими в мире событиями брат Ельцина следит активно. Особенно его интересует конфликт на Украине. Многие за это ругают Ельцина. Мол, это он был виноват в том, что братские народы стали существовать отдельно. Но Глебов уверен: украинское противостояние — не дело рук Ельцина.

— Все, что происходит сейчас, — не плоды деятельности Бориса, — уверен Станислав Федорович. — Он, конечно, не ожидал, что такое будет. Борис думал, что советские республики будут жить дружно. Но ошибался. Он ведь всю свою жизнь ошибался!

— Станислав Федорович, а какая у вас есть сегодня мечта? — интересуемся мы у брата Ельцина напоследок.

— У меня как у русского человека сейчас мечта одна — в рай попасть. Я — человек православный, хоть и не религиозный. Но всю жизнь живу по религиозным заповедям. Особенно мне нравится: «Не сотвори себе кумира!» Я никогда не уважал властолюбцев. А у нас кто был властолюбцем? Все цари! Сталин! Борис! А власть — она же портит человека, ломает его и искажает человеческую сущность. И Борис, придя к власти, изменился. Он же, повторюсь, никакой не демократ был. Просто произошла ирония судьбы, что Борис Николаевич стал демократом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28962 от 1 февраля 2023

Заголовок в газете: Брат Ельцина мечтает попасть в рай

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру