Японская китобойная компания вызвала гневную реакцию борцов за права животных после того, как начала продавать китовое мясо из торговых автоматов, чтобы увеличить его потребление.
Надев шляпу в форме кита, президент Kyodo Senpaku Хидэки Токоро приветствовал потенциальных покупателей в новом «беспилотном магазине» фирмы в престижном торговом районе Мотомати, где расположены модные бутики и ремесленные пекарни. Сам «магазин» представляет из себя помещение с тремя вендинговыми автоматами, в которых можно приобрести китовое сашими, китовый стейк и китовый бекон.
Фирма недавно открыла два подобных магазина в Токио, а также запланировала открыть четвертый в западном городе Осака в следующем месяце. Компания надеется вырасти до 100 точек в течение следующих пяти лет.
«Есть много крупных супермаркетов, которые боятся преследований со стороны групп, выступающих против китобойного промысла, они не будут использовать китов. Поэтому есть много людей, которые хотят есть китов, но не могут. Мы открываем магазины с мыслью, что можем предоставить место, где эти люди могут поесть», – сказал Токоро агентству Reuters на презентации автоматов по продаже мяса морских млекопитающих.
По словам представителя компании, продаваемые продукты в основном содержат китов, пойманных в Японии. Цена будет составлять от 1000 до 3000 иен (примерно 530-1590 рублей).
Но все же надо разобраться, насколько вообще актуально употребление японцами китового мяса. Хотя правительство утверждает, что употребление в пищу китов является заветной частью японской культуры, потребление, пик которого пришелся на начало 1960-х годов, неуклонно снижалось, поскольку стали доступны другие источники белка.
По данным министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства, в 1962 году японские потребители съели 233 тысячи тонн китового мяса, что намного больше, чем говядина (157 тысяч) и курица (155 тысяч). Однако в 2021 году в Японии было съедено всего 1000 тонн китового мяса.
Защитники природы говорят, что шаги по продвижению китового мяса – это отчаянные попытки возродить интерес к находящемуся в затруднительном положении бизнесу.
«Большинство японцев никогда не пробовали это. Как же это может быть чем-то, что вы называете общенациональной культурой, если никто на самом деле в этом не участвует?» – сказала Катрин Маттес, глава отдела политики глобальной благотворительной организации Японии по сохранению китов и дельфинов (WDC).
Международная комиссия по промыслу китов (International Whaling Commission, IWC) – глобальный орган, контролирующий сохранение китов – запретила коммерческий китобойный промысел в 1986 году после того, как некоторые виды оказались на грани исчезновения. Фактически был введен мораторий на коммерческий промысел всех видов китообразных.
Япония же практически сразу выразила протест, но отозвала его в 1987 году, сообщив, что прекращает коммерческий промысел и ограничится лишь добычей китов в рамках научной антарктической программы JARPA (Japanese Research Program in Antarctica).
Но японцев продолжали уличать в том, что под научным соусом страна продолжает заниматься коммерческим промыслом, добывая не только малых полосатиков (на что было дано разрешение), но и других китов. Борьба не прекращалась, в 2014 году международный суд все же пришел к выводу, что охота проводилась явно не в научных целях, на чем настаивала Япония. Тогда Токио было приказано прекратить ежегодный забой около 900 китов в Южном океане.
Проходит 5 лет. Япония выходит из IWС и хитро объявляет, что прекратит охоту, но возобновит коммерческий китобойный промысел в своих прибрежных водах. В этом году правительство установило квоту в 379 китов трех видов, хотя местные китобои говорят, что их отрасль борется за выживание. Они винят в этом старение рыбацких сообществ и судов, изменения в поведении китообразных, возможно, связанные с нарушением климата, и слабое потребление.
Да, именно слабое потребление. Согласно опросу, проведенному в 2012 году Международным фондом защиты животных, 89% японцев заявили, что не покупали китовое мясо в течение предыдущих 12 месяцев.
Тем не менее, как отмечает The Guardian, торговые автоматы являются частью кампании индустрии, поддерживаемой консервативными политиками, которые обвиняют западные антикитобойные группы в кулинарном империализме. Якобы таким образом компании пытаются защитить традицию поедания китов, восходящую к периоду Эдо (1603-1868). Отмечается, что каждый год Kyodo Senpaku предоставляет школам около 100 тонн китового мяса для детского питания.
Представитель компании Коному Кубо так комментирует идею с торговыми автоматами: «Мы знаем о критике со стороны групп, выступающих против китобойного промысла, в том числе в Японии, но они в меньшинстве. Для нас важно, насколько до сих пор популярны торговые автоматы».
В целом, они и правда популярны. Например, жительница Токио Мики Яманака поделилась с журналистами, что мясо, купленное ею в автоматах, пользуется успехом у членов ее семьи: «Мой отец ел жареное китовое мясо с ностальгическим выражением лица, а мой старший сын обожает китовый стейк, приготовленный с соевым соусом».
Некоторые, купив один раз, возвращаются снова. Но все это происходит на фоне громких предупреждений активистов об опасности такого бизнеса. Одна из таких активистов Астрид Фукс заявляет: «Только небольшая, но влиятельная группа политиков и участников этой сферы движет интересами страны к китобойному промыслу. Эта последняя циничная уловка сбыта происходит в то время, когда агентство по рыболовству в Японии стремится увеличить национальные квоты на вылов китов примерно через два года и, возможно, увеличить список видов, которые могут быть убиты».
О манипуляциях сознанием людей вокруг этой темы говорит и организация Whale and Dolphin Conservation: «Страшный маркетинговый ход направлен на увеличение потребления продуктов, связанных с китами, в качестве еще одного шага в попытке защитить отрасль и обратить вспять снижение потребления китового мяса в Японии». Организация также вспомнила, что в 2020 году японская правительство выделило 5 миллиардов иен в виде субсидий для поддержки китобойного промысла.