Удастся ли Урганту «отсидеться»

Почему позиция публичных людей по СВО критически важна

В последнее время актуализировалась дискуссия о роли деятелей культуры и шоу-бизнеса в формировании общественных настроений. Наличие сомнений по этому вопросу для меня, честно говоря, представляется немного странным. Высказывания или поступки публичных людей всегда имеют общественный резонанс. И позиция по СВО здесь не является исключением. Вопрос Максима Горького: «С кем вы, мастера культуры?» — сейчас актуален как никогда.

Почему позиция публичных людей по СВО критически важна

Почему, например, надо поднимать вопрос о необходимости признания Ивана Урганта иностранным агентом. Меня по большому счету особо не интересует его творческий путь и все его «культурные» достижения. Это его жизнь и жизнь его почитателей. Но, будем справедливы, почитателей у него действительно много (их миллионы), а посему его общественно-политическая позиция имеет существенное значение (не побоюсь этого слова) для нашего общего социального и политического развития.

И таких деятелей десятки и сотни. Напомню, что многие из них только одним фактом публичного позитивного упоминания о том или ином товаре или услуге обеспечивали их производителям существенные продажи и многомиллионную выручку. Понятно, что политика не услуга. Но законы маркетинга никто не отменял. Если публично значимый, популярный человек, что называется, «топит» по той или иной политической тематике, то хотим мы этого или нет, но данная постановка вопроса однозначно привлекает к данной проблематике общественное внимание.

Конечно, капитал популярности в шоу-бизнесе далеко не всегда и совсем не линейно конвертируется в капитал финансовый или политический. Мы все это наглядно наблюдали в «лихие 90-е», когда звезды эстрады направо и налево рекламировали и пищевые добавки, и финансовые пирамиды, и сомнительных политических деятелей. Все это мы уже проходили!

Но проблема от этого менее актуальной не становится. Если ты публичное лицо, то твоя позиция имеет общественное и политическое значение, причем часто это значение имеет критический характер для миллионов или даже десятков миллионов граждан. Что же мы наблюдаем в среде наших «мастеров сцены»? Сейчас по факту их «армия» разделилась на три неравных по числу дивизиона.

Первый — это однозначные сторонники СВО и наших вооруженных сил. Не хочу называть фамилии, но многие из них всегда «на стороне» власти и принимаемых ею решений. Некоторые успели попеть и поплясать еще на концертах в поддержку Ельцина в 1996 году. Таким деятелям всегда комфортно «при власти», и сейчас они прекрасно устроились на прошедших 1 января «Голубых огоньках». В 1996 году они отстаивали «демократию», а сейчас — ценности СВО. Уверен, что оба раза «по зову сердца». Ну, Бог им судья! Кто я такой, чтоб давать им оценку? Тем более что сейчас-то они делают действительно благое и, без преувеличения, богоугодное дело.

Но немного (а точнее — сильно) расстраивает тот факт, что никто из нашего окопного культурного спецназа (как его называет Захар Прилепин), который больше восьми лет защищал Донбасс, по факту так и не был приглашен на те самые «Голубые огоньки». В новогоднюю ночь их продолжают смотреть десятки миллионов наших соотечественников по всей стране и по всему миру. Но действительно заслуженных «наших» там, увы, почти нет. О ком я говорю? Вы видели на «Голубых огоньках» Джанго, Рича, Вадима Степанцова, Юлю Чичерину, Вадима Самойлова, Александра Ф. Скляра, группы «Зверобой», «Калинов мост», 7Б, 25/17 или, скажем, Сергея Галанина или Стаса Старовойтова (который сейчас лучший стендап-комик в нашей стране)? Их голос был всегда максимально громким и последовательным «и за Россию, и за Донбасс», даже в то время, когда это не было, с позволения сказать, мейнстримом. Прекрасно, что появился Шаман, и мы его видим и на экранах ТВ, и на радио, и в Сети. Но признанных, заслуженных героев культурной СВО оставлять «на обочине» никто не имеет права. И это уже вопрос не только культурной, но и большой политики.

…Вернемся к нашим «дивизионам». Второй — это, без преувеличения, враги. С ними разговор должен быть предельно коротким: допустил публичные высказывания против России, СВО и наших вооруженных сил — получи уголовное дело, срок и конфискацию имущества. Здесь для многих мосты уже сожжены. В России их должна ждать только уголовно-исправительная система. Я не людоед и не настаиваю на реальных тюремных сроках, но вот все имущество этих деятелей должно быть конфисковано и передано на поддержку малообеспеченных семей наших военнослужащих, защищающих сейчас нашу Родину.

И статуса «иностранный агент» здесь явно недостаточно. Для лиц из данного «дивизиона» нужны настоящие уголовные дела и реальные наказания.

Теперь мы вспоминаем про «третий дивизион». Это те, кто решил отмолчаться и отсидеться. Некоторые из этих «товарищей», типа Ивана Урганта, оказались вдруг «испугавшимися патриотами» и решили отсидеться «там». Некоторые по-тихому сидят здесь и не высовываются. При этом многие из числа последних находятся на серьезных должностях в сфере культуры и продолжают «творить» и «вытворять» на народные деньги как ни в чем не бывало.

Вот здесь и начинается, что называется, самое интересное. Хочу, как говорится, со всей прямотой заявить: отсидеться никому не удастся. Сейчас наступило время, когда позиция каждого деятеля культуры (как бы мы к нему ни относились) должна проявиться с максимальной четкостью и последовательностью. Выйдите в эфир и честно сообщите: вы за Россию или у вас есть «особое мнение». Разговоров о том, что кто-то не интересуется политикой, не должно быть в принципе. Если ты публичное лицо и занимаешься публичной деятельностью, то изволь обозначить свое отношение к СВО, к героям Донбасса, к Бандере и Зеленскому, наконец. И организовать данный процесс — это задача нашего родного Министерства культуры Российской Федерации. Наверное, Минкультуры держит руку на пульсе, но очень хочется разобраться, каковы же сейчас настроения в нашей отечественной культурной среде? Если там не все в порядке, то, наверное, надо делать выводы…

И не надо говорить нам про ведомственную принадлежность тех или иных учреждений культуры. Типа, например, в Москве большинство театров не федерального, а городского подчинения, а еще в Москве множество частных, негосударственных или ведомственных организаций культуры. Нас все эти возражения не интересуют. Культурная политика в нашей стране должна отражать государственные интересы, государственные приоритеты (а сейчас это СВО), а также традиционные духовно-нравственные ценности, важнейшими из которых являются семья и Родина.

Если деятельность (в том числе творческая) не соответствует этим приоритетам и ценностям, то ее просто-напросто не должно существовать. И меня как политика, гражданина и патриота не интересует ведомственная или хозяйственная сущность соответствующей организации. Как меня и не интересует, работает тот или иной деятель в государственном учреждении культуры или «подъедается на вольных хлебах». Меня волнует только одно: если он против России и СВО, то он ни в какой форме не работает и не зарабатывает в России. Ни на корпоративах, ни на елках, ни на Дне города. Допустил публичное высказывание или деяние против моей Родины — получи для начала запрет на профессию, а если продолжишь провокационные действия — с тобой будут разбираться в другом месте.

Повторяю, за порядком в культурной среде должно следить Минкультуры России. Если ему недостаточно полномочий, то мы, депутаты Государственной думы, с удовольствием его наделим и особыми, и специальными, и чрезвычайными полномочиями. Но даже в нынешнем (очень высоком!) статусе Минкультуры России способно повлиять на любого деятеля культуры и шоу-бизнеса в нашей стране. Этим, что называется, надо заниматься. Уверен, что министр так и поступает. Просто результаты хочется видеть прямо сейчас.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28958 от 26 января 2023

Заголовок в газете: Мастерам культуры пора определиться

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру