По словам пенсионерки из Херсона Валентины, людей на улицах совсем немного, чего не скажешь о проблемах: инвалидам социальные выплаты теперь не платят, а размер пенсий просто копеечный – от 3000 до 5000 гривен (5610 – 9350 рублей). "Украина мне ещё ни копейки не дала, хоть я и инвалид, – жалуется пожилая женщина. – Вот обстрелы слышны постоянные, но в самом городе разрушений почти нет. Свет, вода, газ, тепло – это есть, но не знаю, как долго это будет продолжаться".
– С продуктами нет проблем?
– Магазины закрыты, на весь город всего три супермаркета. Возможно, где-то есть ещё. Люди ходят на рынок.
Сильно подорожали сигареты и сотовая связь, хотя были неплохие акции. Не знаю, подорожало ли ЖКХ – раньше мы законно не платили, а сейчас всё равно денег нет. Экономически всё стало гораздо хуже и жить стало труднее. Лекарства подорожали немыслимо, и многие найти теперь просто невозможно. Люди часами стоят в очередях, чтобы просто узнать, что лекарств нет.
А вот водку, по словам местных мужчин, найти не проблема, пусть даже официально она запрещена в связи с «сухим законом».
«Кустарный самогон, водка из-под прилавка – без проблем, – поделился с «МК» безработный херсонец Михаил. – Было бы желание, а достать всегда можно. Мы такую на Новый год и пили. 150 гривен (280 рублей) за пол-литра. Дорого, а что делать? Вот «ждуны» наши побегали с флагами, покричали «Слава Украине!», да в Европу уехали. Не нравится им тут жить. Не все, но из знакомых многие. И продолжают выезжать.
– А как в городе с криминалом?
– Грабежей и краж нет, так как совершенно некому продавать украденное. Людей в городе мало, но много полиции. Обыскивают мужчин, ищут телефоны, не верят, что у многих их реально нет. Далее – ходят по вечерам по домам, допрашивают жильцов. После восьми вечера начинается комендантский час, на улицу выходить строго запрещено.
– Часто в Херсоне бывают прилёты?
- Случаются. Один раз прилёт был в огород рядом с моим домом, вылетела часть забора и стена сарая соседки, а в том сарае стояли газовые баллоны, чудом не взорвались. Хорошо, что успели забрать оттуда большую газовую горелку. Очень выручила, когда у нас двадцать дней света не было.
У многих горожан проблемы с мобильными устройствами. Старые телефоны ломаются, бьётся экран, а денег на покупку новых устройств просто нет, поэтому и связываться с родственниками, покинувшими город, стало заметно сложнее. В Херсоне восстановили спутниковое телевидение, но херсонцы жалуются, что смотреть по нему всё равно нечего, хоть каналов там почти сотня.
Есть в городе и гуманитарная помощь, но по качеству и количеству не сравнить с той, что раздавали солдаты и волонтёры из России.
«В городе закрыты школы, садики, – сетует пенсионерка Валентина. – Налоговая закрыта, поликлиника у меня в районе закрыта… А ещё душа очень сильно болит за брошенных животных, которых теперь в городе очень много, и гуляют они сами по себе в надежде, что кто-нибудь подкормит.
Вот, например, моя соседка – уехала осенью и оставила в подъезде собаку и двух кошек, которые истошно орали от голода. Выгнать не могу, и теперь они часть моей семьи, хоть и живём мы почти впроголодь. Раньше многие пенсионерки торговали у дороги. Да, тогда за места брали деньги, но торговля шла, дрались за места, на жизнь хватало. Сейчас полный штиль – запретили торговать на дороге. Впервые за пятьдесят лет. Многие у нас уже плачут по русским и ждут, когда Россия вернётся в эти края».