Любая смерть на транспортном объекте становится предметом самого пристального внимания следователей Следственного комитета. О суицидах, зацеперах, опасных наушниках и бестолковых летчиках «МК» в преддверии Дня образования следственного комитета поговорил с первым заместителем руководителя Западного межрегионального СУ на транспорте СК России Александром Перепелицыным.
— Александр Александрович, хотя в праздник не очень приятно говорить о проблемах, все же начну с главного: почему в Московском регионе не снижается число несчастных случаев на железнодорожном транспорте?
— Я бы не сказал. По статистике, в Московском, Северо-Западном и Южном транспортных регионах за 11 месяцев 2021 года был 731 травмированный, из них 498 — со смертельным исходом. А в 2022 году — уже 667, 461 — со смертельным исходом. Если несовершеннолетних в 2021 году было травмировано 34, из них 22 — со смертельным исходом, то в прошлом году — 26, погибло 12. Так что снижение есть. Но почему вообще люди гибнут под колесами? Есть несколько причин: невнимательное поведение граждан на объектах железнодорожного транспорта, наушники и капюшоны, из-за которых подростки не замечают и не слышат ничего, а также зацеперство, попытки проехать на поезде сверху.
— Но не всегда это несчастный случай, иногда речь идет и о суициде...
— Вы знаете, в структуре именно этой смертности (и взрослой, и подростковой) все-таки несчастные случаи занимают львиную долю. Суициды все-таки носят разовый характер. А в основном десятки травмирований — это несчастные случаи.
— И как можно снизить печальную статистику?
— Определенный эффект дает работа по обеспечению безопасности. Вместе с железнодорожниками систематически анализируем наиболее опасные участки. Тут можно взять на вооружение и зарубежный опыт — практику некоторых стран: за причиненный ущерб от совершения противоправных действий на железнодорожном транспорте административная и материальная ответственность ложится на родственников или наследников покончившего с собой, например. К ним предъявляются иски, взыскивают денежные средства.
— Придем мы к такой практике?
— Тут вопрос больше к законодателю, чем к нам. Сейчас такой законопроект внесен на рассмотрение в Государственную думу. Федеральный закон также предусматривает увеличение штрафа за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах со 100 рублей до 2000 рублей.
— А как ловить таких нарушителей?
— Сейчас ведется активная работа по установлению камер видеофиксации на оборудованных железнодорожных путях. Зачастую бывает так: загорелся красный свет, человек посмотрел по сторонам — поезда вроде нет. Он пошел на красный свет, где-то замешкался, и… случилась беда. Ведь состав идет со скоростью до 140 км/час. У нас был такой случай: расследовали уголовное дело, когда подросток (на видео зафиксировано) посмотрел в одну, в другую сторону и пошел. В это время что-то его отвлекло, и поезд на высокой скорости его сбил.
— Недавно был похожий случай на платформе Турист, где погибла девушка...
— Да, она переходила на красный сигнал и была в наушниках. Причем она учащаяся колледжа РЖД. Ее пытались окликнуть, остановить, а так как она была в наушниках, то ничего не услышала. Есть такая программа, которую можно установить на любой смартфон своему ребенку, да и взрослым она не помешает. Суть ее такова: при приближении по геопозиции к железнодорожному полотну она отключает и звук на телефоне, и наушники. Выходя с профилактическими мероприятиями в различные образовательные учреждения, в ходе лекций и классных часов мы рассказываем об этом приложении.
— Почему вновь выросло число выездов автомобилей на переезды с последующим столкновением с электричкой или поездом?
— Здесь все как всегда: надеялся проскочить, машина заглохла, люди погибли. Самая лучшая защита от людей с низким уровнем правосознания — это барьеры. Но это существенных вложений требует. РЖД этим занимается, но если эта работа будет проводиться более эффективно, то и подобных фактов будет меньше. Потому что у нас в стране есть много регулируемых переездов, на которых есть только шлагбаумы, которые можно объехать. И опять же, наверное, многие задумались бы, если бы за такое нарушение ввели лишение прав или крупный штраф — тысяч 100. Наверное, они предпочли бы 10 минут подождать...
— Какие еще меры возможны для сокращения несчастных случаев?
— Поскольку мы следственный орган, то в наших руках имеются уголовно-правовые механизмы воздействия на выявляемые правонарушения в сфере безопасности граждан на объектах нашей юрисдикции. К примеру, мы установили, что на станции Сергиев Посад погибло большое количество людей в результате железнодорожных травмирований. Гибнут там системно, потому что неудобный переход, люди не ждут разрешающего сигнала и идут на красный свет. Нами было возбуждено уголовное дело по статье 293 «Халатность» в отношении сотрудников железной дороги, которые не провели достаточный комплекс работ по выделению финансирования и строительству разноуровневого перехода на этой станции. Мы бы сохранили много жизней, если бы там был построен тоннель или мост. Наверное, это первое уголовное дело в нашей следственной и судебной практике в России. Нам удалось доказать, что все-таки халатные действия железнодорожников имели место быть; там и бывший, и действующий начальник этого участка пути привлечены к ответственности. Дела направлены в суд.
— А что они конкретно не сделали?
— Они не приняли мер к строительству двухуровневого перехода при наличии к тому оснований.
— Надземного?
— «Двухуровневый переход» это называется. Либо под, либо над — неважно.
— То есть он был запланирован, деньги были выделены?
— Они не подали заявку на выделение денег, хотя знали, что там ежегодно фиксировалось несколько смертельных травмирований. Ничего сделано не было, всех всё устраивало. В результате принятых совместных мер, в том числе благодаря усилиям нашего управления, железнодорожниками приняты решения о дополнительном финансировании именно на данную станцию; в настоящее время начато строительство двухуровневого перехода — это позволяет надеяться, что в будущем мы сохраним жизнь десяткам людей. Аналогичная ситуация сложилась на станции Купавна, где также не было принято мер к строительству перехода.
Так, в ходе проверки установлено, что в период с 2017 по 2021 год в пределах станции Купавна в результате непроизводственного травматизма смертельно травмировано 13 человек. Следствием было возбуждено уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами ОАО «РЖД», повлекшего причинение смерти двум и более лицам. Благодаря скрупулезно проведенной работе следователей и криминалистов в целях профилактики железнодорожных происшествий на станции Купавна Следственным управлением приняты меры к устранению имеющихся нарушений, в результате начаты работы по строительству пешеходного перехода в разных уровнях.
***
— В связи с заметным снижением пассажиропотока из-за рубежа можно ли констатировать снижение числа случаев контрабанды? Как изменился этот сегмент преступлений? Что чаще везут контрабандисты, из каких стран и с чем чаще попадаются?
— Можно констатировать, что в связи с сокращением пассажиропотока из-за рубежа в РФ количество случаев контрабанды не снизилось. Ведь, как правило, такие преступления совершаются умышленно и предварительно планируются. Как и в прошлом году, в 2022-м зафиксированы случаи контрабанды различных стратегических товаров, дерева и сигарет.
В минувшем году Следственным управлением закончено уголовное дело о контрабанде контрафактных сигаретных табачных изделий. Уголовное дело было возбуждено по результатам реализации оперативной информации центрального аппарата ФСБ России.
Как вы, наверное, знаете, сигареты, вывезенные на экспорт, не облагаются акцизом, который предусмотрен для реализации на внутреннем рынке. То есть табачная фабрика, продавая на внутреннем рынке пачку сигарет, должна на нее наклеить акцизную марку, приносящую доход в бюджет. Покупатель платит акцизы за то, что он курит сигарету. Если эта пачка сигарет реализуется за пределами Российской Федерации, то, соответственно, внутренний акциз не платится, поскольку она не реализовывается на внутреннем рынке. Конечно же, здесь есть большой соблазн у нечистых на руку дельцов в сфере табачного бизнеса: произвести якобы для иностранцев, а потом какими-то темными схемами сделать так, чтобы эта партия оказалась в России. Как они поступили? Они вывезли партию из Калининградской области на территорию Евросоюза, сигареты прошли длинный путь, и через Абхазию эта фура зашла в Краснодарский край — якобы для того, чтобы путем транзита попасть на территорию ДНР и в дальнейшем на Украину. Конечно, логистический путь трудно объяснить: зачем сигареты из Калининграда спустились так низко по широте и потом поднимались обратно, хотя, казалось бы, там есть прямой путь. Впрочем, предприниматели не обязаны отчитываться, какая у них там логистика.
Когда фура вышла из Абхазии и прибыла на территорию Российской Федерации, была заявлена таможенная процедура, таможенный транзит. То есть она полностью опечатывается и через всю территорию Российской Федерации под таможенным сопровождением движется до таможенного поста, через который будет выходить. В общем, несколько сотрудников таможни за взятку в размере 1 миллион рублей закрыли глаза, что ночью фура покинула зону таможенного контроля, разгрузилась в Таганроге, потом вернулась и вышла уже пустая. А фактически она должна была выйти полная. Сигареты остались в России, хотя должны были проследовать транзитом. В результате были задержаны два сотрудника таможни, задержано лицо, которое организовало весь этот бизнес и занималось этой контрабандой. Задержан водитель автомобиля. Еще устанавливаются лица, причастные вообще к этому бизнесу. Там достаточно большая цепочка лиц, участвующих в данном преступлении. И сейчас у нас уже осуждены оба сотрудника таможни.
А вот по контрабандистам, которые вину не признают, дело сейчас на завершающей стадии. В этом месяце мы его как раз и направляем в суд.
— А как на них вышли?
— В результате оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками ФСБ России, по отработке информации о наличии канала контрабанды табачных изделий на данном таможенном посту. На момент, когда были задержаны сотрудники таможни, фура уже покинула пределы России, и водитель скрылся за рубежом, узнав о задержании сотрудников таможни (как мы предполагаем), которых мы поместили под стражу. Он долго не возвращался в Россию, как и его руководитель, ждал, что про него забудут, что он потеряется. Однако при возвращении в Россию водитель был задержан, как и его старший товарищ.
— А таможенники как попали в поле зрения?
— Поступила оперативная информация о том, что этот канал действует, и это не единичный случай. Была информация, что существует контрабандный канал этих табачных изделий, причем крупный (фурами), и была информация, что очередная фура будет идти. Когда оперативники приехали на пост, фура уже успела покинуть зону таможенного контроля, а сотрудников таможни тепленькими взяли, потому что они фальсифицировали документы, отразив, что таможенный транзит успешно завершен, и фура вышла не порожней.
***
— Недавний пожар на катере в акватории Москвы-реки в Печатниках поднял проблему бесхозных судов в Московском регионе. Кто ими владеет, кто там живет? Как ведется учет подобных «бесхозов» и как идет борьба с нерадивыми хозяевами?
— У нас проводится проверка по факту возгорания судна 2 декабря 2022 года в районе Борисовских прудов. Установлено, что причиной пожара явилось несоблюдение требований пожарной безопасности лицом, незаконно находящимся на этом судне.
Дело всё в том, что процесс установления собственников судна достаточно трудоемкий. Часто на таких судах нет опознавательных знаков. И делается это зачастую целенаправленно, потому что утилизация судна затратна, и собственники их просто бросают. Когда такие суда обнаруживаются в ходе проверок по жалобам граждан — стоит бесхозное судно, — надзорные органы определяют тип, класс, примерный год постройки, в зависимости от технических характеристик устанавливают владельцев, смотрят, где у них это судно находится, и так вот вычленяют. Но это долгий процесс.
Кстати, у нас появилась новая тенденция: некоторые владельцы судов (не воздушных) любят катать людей по Москве-реке. Но Москва-река имеет свойство замерзать, а не все суда имеют уровень ледовой классности. Плюс еще в зимний период у нас отсутствует навигационное обеспечение судов, которые плавают. Вот такие нерадивые судовладельцы-коммерсанты в этих льдинах плывут, катают людей, а ведь в случае получения пробоины последствия могут быть крайне печальные. Как было с теплоходом «Булгария». Причем там тепло было, а здесь холодно...
Также у нас есть прецеденты расследования уголовных дел, когда катаются на квадроциклах и снегоходах по замерзшим акваториям. По полям вроде как опасно ездить — то кочки, то ямки, а замерзшая река ровная, вот они на скорость и соревнуются. Некоторые рыбаки выезжают на снегоходах и квадроциклах, бурят лунки, а в итоге проваливаются под лед. Выезд техники на лед водоемов запрещен законом, но тем не менее все игнорируют это — и гибнут.
***
— Что можете сказать по поводу пожара на цветочной базе на Ленинградском вокзале, где погибли 7 человек? Для меня, например, очень странно, что трое привлеченных к уголовной ответственности помещены не в СИЗО, а под домашний арест.
— Вы знаете, с одной стороны, да. С другой стороны — это семья, муж с женой. Один из них учредитель, у них двое малолетних детей. Оба признали вину и говорят: «Мы всю вину признаём. Вы нас сейчас арестуете? А кто выплачивать им будет? Мы оба под стражей, бизнес сразу умер. Сохраните нам возможность быть на свободе для того, чтобы мы могли помочь родственникам погибших, их детям». И они сразу, надо отдать должное, выплатили достаточно крупные суммы родственникам, похороны полностью оплатили. Чтобы просто люди сидели в камере — это же не самоцель. Другой вопрос, что если бы, скажем, они не признали вину, уперлись и доказывали обратное — тогда, наверное, да, стоило сажать в СИЗО.
***
— Есть ли тенденция к снижению числа авиапроисшествий с самолетами малой авиации? Можно ли констатировать, что состояние авиапарка ухудшилось, в том числе из-за проблем с ремонтом и запчастями после введения санкций против России?
— По статистике, имеющейся в Следственном управлении, данная тенденция не отмечается. Если говорить о крушениях, которые уже были, то в большинстве случаев виноват человеческий фактор. Мы не можем констатировать, что аварии начались из-за отказов техники, а тем более из-за проблем с импортозамещением.
Возьмем, например, падение вертолета в районе Лыткарина с тремя погибшими, во время экскурсионной прогулки, — пилот просто забыл заправиться… И лопасти винта остались целыми, потому что при работающем двигателе в момент падения вертолета они вращаются и бьются о деревья, превращаясь в щепки. А организатор этих экскурсионных программ не обеспечила контроль за процессом оказания услуг, в том числе в части достаточного уровня подготовки воздушного судна к таким полетам.
Еще случай был тоже не так давно, когда вертолет при наборе высоты круг делал и зацепил верхушку дерева. Летчик не рассчитал. Был случай, когда пилот в тумане не рассчитал высоту, и вертолет ударился в грунт.
***
— В каком состоянии сейчас уголовное дело по факту аварийной посадки самолета А321 под Жуковским летом 2019 года (знаменитая посадка в кукурузном поле)?
— Всё, что касается следствия, сделано. Но итог мы сейчас не можем озвучивать, потому что у нас нет заключения летно-технической экспертизы. Экспертиза у нас на завершающей стадии, мы ожидаем, что получим ее в ближайшие месяцы.