Товарищ Артем, именем которого назвали Бахмут, погиб на испытаниях передовой техники

Как правильно именовать донецкий город

Едва ли не самыми часто встречающимися в СМИ географическими названиями стали сейчас Артёмовск и Бахмут. В репортажах о ходе СВО то и дело упоминается какой-нибудь из этих топонимов. Обозначают они один и тот же населенный пункт – только «по-старому» и «по-новому».

Как правильно именовать донецкий город
Фёдор Андреевич Сергеев (товарищ Артем)

На просторах бывшего СССР можно найти немало городов и поселков, которые подверглись неоднократным переименованиям по политическим мотивам. Причем сплошь и рядом такие процедуры происходили по принципу «возвращения исторического имени». Из числа самых известных примеров: Екатеринбург – Свердловск – Екатеринбург, Нижний Новгород – Горький – Нижний Новгород, Самара – Куйбышев – Самара…

То же самое произошло и с городом на Донбассе, о котором идет здесь речь. За почти пятивековую историю существования у него оказалось два имени, сменивших друг друга: Бахмут – Артёмовск – Бахмут. В наши дни, когда в этих местах идут активные боевые действия, разгораются порой споры – как же правильнее называть?

Разобраться в ситуации помогают беспристрастные исторические факты.

Еще в середине XVI века на берегу Бахмута – притока Северского Донца – возникло поселение и была построена крепость, которые получили название по имени этой реки. 240 лет назад населенный пункт, в числе десятков других, указом императрицы Екатерины Второй получил статус города.

Такое «речное» имя просуществовало вплоть до 1924 года, когда на волне «идеологически правильных» переименований, затеянных пришедшими к власти в стране большевиками, уездному городку в сотне километров от Донецка присвоили персонифицированное название – в честь конкретного человека, имевшего, само собой, большие заслуги перед Советской властью.

А человеком этим был Федор Андреевич Сергеев – революционер-ленинец, государственный и партийный деятель, один из «красных» руководителей Гражданской войны, близкий соратник Сталина. Что немаловажно применительно к географической привязке, именно Сергеев возглавил в 1918-м вновь созданную тогда на территории Донбасса Донецко-Криворожскую советскую республику.

Впрочем, прежний Бахмут стал отнюдь не Сергеевском и не Федоровском, а Артемовском. Дело в том, что Ф.А. Сергеев гораздо больше был известен под своей подпольной партийной кличкой «товарищ Артем» (это тоже советская традиция – увековечивать в названиях городов именно псевдонимы большевистских лидеров: Ленинград, Свердловск, Сталинград, Киров, Молотов…).

Под таким именем экс-Бахмут просуществовал почти 90 лет. Однако после печально известных событий 2014-го на Украине началась настоящая «топонимическая эпидемия», результатом которой стали массовые переименования населенных пунктов на территории Незалежной с целью «декоммунизации». Придумывать что-то новенькое, проукраинское, в данном случае не стали и просто вернули городу его первоначальное имя. Решение о превращении Артемовска в Бахмут Верховная рада Украины приняла 4 февраля 2016 года.

Так что с точки зрения украинской стороны правильно говорить, что «бои идут под Бахмутом», а вот для наших как-то приятнее использовать топоним времен СССР.

Хотя можно упомянуть о том, что имя «товарища Артема» – не самое подходящее для того, чтобы использовать его в качестве названия для населенного пункта: ведь у этого «верного ленинца» плохая «аура». Именно такую мысль довелось услышать в свое время корреспонденту «МК» от парапсихолога и писателя Сергея Попова. Чтобы понять это, достаточно вспомнить удивительные и трагические обстоятельства смерти Федора Сергеева. Он погиб, став жертвой неудачных испытаний новинки советской техники.

История интригующая. В 1921 году, когда повсюду еще царила послереволюционная разруха, по проекту механика Валериана Абаковского был построен так называемый аэровагон, предназначенный для скоростных поездок по магистральным железным дорогам. У изобретателя получился оригинальный гибрид: пассажирскую дрезину снабдили спереди большим пропеллером от аэросаней. Необычная машина грохотала ужасно, зато могла разгоняться до 140 км/час.

На 24 июля назначили пробную поездку от Москвы до Тулы. В кабину аэровагона уселись 22 пассажира – целая делегация советских и зарубежных коммунистов во главе с «товарищем Артёмом». Рельсовым «болидом» управлял сам конструктор. Он «с ветерком» домчал партийцев до города оружейников, но уже на обратном пути, неподалеку от подмосковного Серпухова, произошла авария.

Последнее прижизненное фото Сергеева (предположительно стоит в белом френче) перед испытанием аэровагона

Создавая свой быстроходный аппарат, Абаковский не учел совершенно раздолбанного состояния российской «чугунки» в те первые послереволюционные годы. На одном из рельсовых «ухабов» аэровагон попросту выбросило с трассы, и он на полном ходу слетел под откос. В крушении погибло несколько человек – среди них Федор Сергеев и Валериан Абаковский. Жертв катастрофы с почестями похоронили на Красной площади возле Кремлевской стены.

Сын Ф. Сергеева Артем Федорович, которого после трагедии взял на воспитание Сталин, придерживался другой версии случившегося: якобы авария аэровагона была подстроена, и даже называл имя ее организатора – Л. Троцкого, который видел в «товарище Артеме» своего возможного конкурента.

Читайте материал «Битва за Бахмут отозвалась распрей в Москве» 

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру