Талибские власти Афганистана приказали на неопределенный срок запретить университетское образование для женщин страны, говорится в письме министерства высшего образования, направленном всем государственным и частным университетам.
«Вы все проинформированы о выполнении упомянутого приказа о приостановке обучения женщин до дальнейшего уведомления», — говорится в письме, подписанном министром высшего образования Недой Мохаммад Надим.
«Мои студентки обезумели, и я не знаю, как их утешить, — цитирует The Guardian 52-летнюю женщину-лектора из Афганистана, которая использовала псевдоним “Мина”, опасаясь возмездия. – Одна из них переехала в Кабул из отдаленной провинции, преодолев столько лишений, потому что попала здесь в престижный университет. Сегодня рухнули все ее надежды и мечты».
Мина, которая училась в университете, когда талибы в предыдущий раз захватили власть в Афганистане в конце 1990-х годов, сказала, что хорошо понимает страхи своей студентки. «Я потеряла много лет своего образования, когда они в последний раз были у власти. И в тот день, когда талибы захватили Кабул, я знала, что они запретят девушкам учиться в университете. Они могут показаться изменившейся группой со своими смартфонами, аккаунтами в социальных сетях и красивыми автомобилями, но это те самые талибы, которые отказали мне в образовании и теперь убивают будущее моих студенток».
Профессор Манижа Рамизи, находящаяся в изгнании активистка за права детей, рассказала, что она получала панические сообщения от своих учениц. «Они напуганы и напуганы, глядя в безнадежное будущее», — сказала она.
По ее словам, афганские женщины месяцами подвергались все более жестким ограничениям, но многие все еще надеялись, что образование останется доступным.
«Они жаловались мне на жестокое обращение с ними в классах и в обществе. Это был адский опыт, но, по крайней мере, у них была надежда, что скоро они закончат учебу и реализуют свой потенциал. Сейчас всего этого не будет», — рассказала профессор Рамизи.
Запрет на высшее образование вступает в силу менее чем через три месяца после того, как тысячи афганских девушек и женщин сдали вступительные экзамены в университеты по всей стране, и многие из них стремятся выбрать инженерное дело и медицину в качестве будущей карьеры.
После захвата Афганистана радикальными исламистами в августе прошлого года университеты были вынуждены ввести новые правила, в том числе гендерно разделенные классы и входы, а преподавать студенткам разрешалось только женщинам-профессорам или старикам.
Большинству афганских девочек-подростков уже запретили учиться в средней школе, что серьезно ограничивает поступление в университеты.
Студентка факультета журналистики Мадина рассказала, что изо всех сил пытается понять смысл приказа, принятого во вторник. «Мне нечего сказать. Не только у меня, но и у всех моих друзей нет слов, чтобы выразить свои чувства, — цитирует The Guardian 18-летнюю девушку. – Все думают о неизвестном будущем впереди. Они похоронили наши мечты».
«Эта неприемлемая позиция будет иметь серьезные последствия для талибов и еще больше оттолкнет талибов от международного сообщества», — прокомментировал нововведения в Афганистане представитель осдепартамента США Нед Прайс.
ООН была «глубоко обеспокоена» этим приказом, отметил Рамиз Алекбаров, заместитель специального представителя генсека по Афганистану. «Образование является одним из основных прав человека. Дверь, закрытая для женского образования, — это дверь, закрытая для будущего Афганистана», — написал он в Твиттере.
Талибы придерживаются строгой версии ислама, а верховный лидер движения Хибатулла Ахундзада и его ближайшее окружение афганских священнослужителей выступают против современного образования, особенно для девочек и женщин. Но у них есть разногласия со многими чиновниками в Кабуле, которые надеялись, что девочкам будет разрешено продолжить обучение после захвата власти, пишет The Guardian. Женщин вытесняют со многих государственных должностей или им платят урезанную зарплату, чтобы они оставались дома. Им также запрещено путешествовать без родственника-мужчины, и они должны прикрываться вне дома, в идеале в парандже. В ноябре им запретили посещать парки, аттракционы, спортивные залы и общественные бани.
Совершив жестокий разворот, талибы в марте не позволили девочкам вернуться в средние школы в то утро, когда они должны были вновь открыться. Несколько представителей талибов заявляют, что запрет на среднее образование носит временный характер, но приводят целый ряд оправданий для закрытия, от нехватки средств до времени, необходимого для перестройки учебной программы в соответствии с исламскими принципами.