От москвичей с утра приходили сообщения: «Снега на дорогах настолько много, что машины застревают, а людей высаживают из общественного транспорта, чтобы они шли пешком!» В соцсетях выкладывают видео, как у станции метро «Саларьево» пассажиры толкают застрявший в снегу автобус. Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец описал стихийное бедствие, случившееся нынешней ночью, так: «Снежный Армагеддон начался! Сильнейший снегопад, идем на двойной рекорд! Не видно ни зги… Сбой наземного и авиатранспорта на 100%». Синоптики говорят, что этой ночью на Москву обрушился снегопад, которого не было более 80 лет. За прошедшие сутки в Центральной России выпало аномальное, а местами — рекордное количество снега.
— В Москве на базовой метеостанции ВДНХ метеорологи зафиксировали 15 мм осадков, что составляет почти треть от месячной нормы. Прежний рекорд — 13 мм — держался 33 года, — рассказал Тишковец. — В Новой Москве в осадкомер попало 18 мм. В Подмосковье снега еще больше: в Коломне и Кашире — 22 мм, в Павловском Посаде — 23 мм, что составляет 50% от всего месячного объема положенного по климату снега.
В Москве мгновенно выросли рекордные февральские сугробы. Горожане почувствовали их «прелести» на себе: многие работники выходных дней буквально увязли в снегах по пути в свои организации, так как тротуары, разумеется, еще никто не успел почистить. На ВДНХ высота снежного покрова всего за сутки увеличилась на 10 см (с 23 до 33 см), в Тушине тоже — 33 см. «Это максимальные климатические показатели снежного покрова, которые обычно приходятся на февраль! По статистике, таких сугробов в этот день не было никогда за всю метеоисторию. Последние раз нечто подобное наблюдалось только в 1989 году (31 см) и в 1993 году (30 см)», — констатирует Тишковец.
Эксперт спрогнозировал, что снегопад будет свирепствовать до вечера 18 декабря, а значит, сантиметры сугробов будут добавляться. 19 декабря, как ожидается, их высота в Подмосковье достигнет полуметра. Потом зимние небеса дадут передышку коммунальщикам, но будут крепчать морозы, которые достигнут отметки -8…-13 градусов.
Транспортные и коммунальные службы, как и сами горожане, тем временем пытаются разгребать проблемы — неизменные спутницы снегопадов.
Во-первых, из-за метелей утром 18 декабря, по данным сервиса «Яндекс.Расписание», в трех столичных аэропортах были задержаны более 60 рейсов. В пресс-службе Шереметьево «МК» уточнили, что по состоянию на 12:00 «аэропорт продолжает устойчивую работу в штатном режиме», так как «располагает достаточными ресурсами для стабильного осуществления взлетно-посадочных операций в сложных погодных условиях». Там добавили, что для обеспечения безопасности полетов «проводится попеременная очистка взлетно-посадочных полос и перрона от снега, а также ведется антиобледенительная обработка воздушных судов».
Во-вторых, мы уж не говорим о трудностях поездок в снежную бурю на личном и общественном автотранспорте (кроме метро)…
В-третьих, во время борьбы городских служб с «белой гадостью» (по В.Цою) для горожан возникает риск быть «атакованными» снегоуборочной спецтехникой или же получить по голове, не дай бог, снежной глыбой с крыши.
Свежий случай: в Вилючинске на Камчатке выпало такое количество снега, что водитель снегоуборочной машины при очистке двора не заметил 10-летнего мальчика, играющего там с другом, и «отбросил на него снежную массу». Прохожие вовремя вытащили парня из сугроба. Он сильно не пострадал, отделавшись серьезным испугом и ушибами мягких тканей. Однако прокуратура все равно начала проверку ЧП, и водителя спецтехники могут привлечь к ответственности.
— Такой случай не единичен, подобное случалось и в других городах, — рассказал «МК» советник председателя исполкома Россоюзспаса Владимир Федорович. — У снегоуборочной техники очень плохой обзор. По идее, водители должны работать с подстраховщиками, выставлять специальных людей, но на практике такое бывает не всегда. Поэтому пешеходам не следует перебегать улицу перед идущей снегоуборочной машиной, и тем более нужно быть особенно внимательными в тех случаях, когда грузовик сдает назад в тот момент, когда на него едет «снегоуборка». Серьезную опасность представляет собой лента снегоуборочной машины, по которой снег движется наверх. Также не следует перебегать дорогу перед ковшом работающей снегоуборочной техники: такие машины сразу не могут остановиться, они очень тяжелые и травматичные. В случае на Камчатке этому ребенку еще повезло. Словом, нужно подальше держаться от зимней спецтехники.
Вторая серьезная опасность — снежные «карнизы» на крышах. В прошлом году в Санкт-Петербурге, например, женщина с младенцем в коляске чуть не погибли под горой снега, когда рабочие чистили крышу и сбрасывали его на тротуар. Подобные ЧП случались и в других городах, и даже, к сожалению, со смертельным исходом. На данный момент снегопады настолько обильные, что коммунальщики будут объективно не справляться с работой. А у современных городских жителей, увы, нет привычки смотреть наверх — такой, какая есть, например, у альпинистов и горных туристов. Горожане у нас смотрят под ноги, но в этом их, конечно, нельзя обвинять, поскольку пройти по неочищенным тротуарам — тот еще квест. Поэтому — да, безусловно, коммунальщикам надо выставлять посты, ограждать лентами места, где с крыш свисает снег и где они работают, но и самим горожанам нужно смотреть не только под ноги, но и наверх. В Москве в этом смысле больше порядка, чем где-либо. Мы можем ворчать на наших коммунальщиков, что они порой не успевают что-то сделать, но в столице самая сильная коммунальная служба.
Также эксперт по безопасности напомнил, что в такие снежные дни нужно особенно осторожно переходить улицы, так как «снег накатан, а шины плотно забиваются снегом, и поэтому тормозные пути значительно увеличиваются».