Раньше заказы на приглашение новогодних фольклорных персонажей начинали сыпаться еще с октября. Предусмотрительные мамаши стремились урвать самые востребованные даты с 31 декабря по 2 января, чтобы подешевле. Теперь же компании, которые организуют новогоднюю анимацию, сами обзванивают по списку старых клиентов. А в ответ – тишина…
– Да, мы звоним и спрашиваем, – подтверждает Кристина, менеджер «службы Деда Мороза». – Но мы и раньше всегда обзванивали тех, кто пользовался нашими услугами, стремясь расширить клиентуру. За несколько недель начинали. В этом году провал. Отвалилось очень много частников, больше половины отказов идет. Говорят: «Дети выросли». Или «финансовые возможности изменились», или даже откровенно: «Никакого настроения в этом году нет отмечать праздник…»
В компании рассказывают, что еще накануне пандемии организаций по «поставке» Морозов и Снегурочек в Москве стало так много, что среди них появилась нешуточная конкуренция. Тут уже каждый стремился перещеголять друг друга. Кто-то предоставлял на выбор Деда Мороза или Санту. Или, в нагрузку, предлагали еще Бабу-Ягу, Кощея или Кикимору с дополнительными номерами или целым шоу. Или можно было заказать Снегурочку, которая играет на скрипке (баяне, кларнете и т.п.), либо крутит сальто или, на радость «тепленьким» папам, садится на шапагат. Возникла даже локальная мода на экзотических Дедов Морозов – афроамериканцев. Но все это «пиршество духа» происходило до ковидной истории.
– Так все надеялись, что ковид закончится, и будем опять выступать, – делится студент Давид, Дед Мороз с 4-летним стажем. – Вспоминаю тот год, когда я начал «дедморозить». На первом курсе колледжа у нас на доске объявление висело. Мне понравилось – оказывается, с детьми работать очень круто, у меня есть контакт с ними. Были, конечно, сценарии конкурсов, квестов от компании, но много и импровизировал. Одно время Снегурочкой подрабатывала моя девушка. Мы с ней за январь на двоих заработали 50 тысяч. Не очень много, но мы были счастливы. Могу лайфхак дать, кстати: особенно выгодно выступать поздним январем, уже после Рождества. Тогда уже мало кто работает, но, если людям надо на такие даты вызвать, они хорошо платят. Или если большие компании приглашают – Новый год во дворе жилого дома, например. Тогда за один приход можно заработать 15-20 тысяч. Мне в нашей дедморозовской компании говорили, что после 2015 года такой формат в Москве набирал популярность. И сейчас, на 2022-й, мы так надеялись. Облом, заказов мало…
К сожалению, от компаний, которые организуют «профессиональные приходы» Дедов Морозов, в большом количестве в этом году оказались школы и детские садики. И всему виной вирусная активность, которая усилилась в декабре. До последнего школы и сады ждали официальный приказ или хотя бы рекомендацию министерства или московского департамента. И, наконец, получили: проведение концертов и допуск или недопуск родителей по решению учебного заведения.
– Мы 9 лет приглашали Деда Мороза из платной службы, там мои приятели работают, – рассказывает завуч московской школы Лидия Леонидова. – Снегурочка своя всегда была, кто-нибудь из учителей, это тоже наша традиция. А в этом году и Дедушку звать не стали. В подвешенном состоянии пребывали до последнего – можно, нельзя праздник проводить?.. В итоге для школы анимация эта теперь слишком дорогой оказалась, при заказе в последний момент, несмотря ни на какую дружбу. А ведь даже в 2021-м, в ковид еще, к нам приходил «профессиональный» Дед Мороз. В красивом расшитом костюме, с хорошей программой и вообще проверенный. А теперь будет самодеятельный «дедушка». Уже нашли папу, у которого есть костюм из гипермаркета. А в роли Мороза выступит учитель...
Так что, похоже, новогодний чес 2022-2023 будет единственным, в котором анекдот: «Я не могу поехать в Голливуд, у меня елки» не покажется смешным. Во всяком случае, для тех Морозов и Снегурок, которые ходят по домам, дворам и другим местам «по вызову».