В предыдущем номере «МК» мы рассказали о том, как происходили выезды государя Александра Николаевича на охоту в окрестности Лисина, расположенного неподалеку от железнодорожной станции Тосно. Теперь пришла пора поговорить о «дворцовом» прошлом этого села.
Будучи страстным любителем охоты, его величество очень часто выезжал из Петербурга, чтобы заняться ружейным промыслом. Во время таких «рейдов» не всегда удавалось обеспечить царю и сопровождавшим его вельможам и генералам подобающий уровень комфорта. Как вспоминал один из очевидцев, порой ужинать монарху вместе с приглашенными им на охоту приходилось «в станционном доме или в домах помещиков», обедать, «смотря по месту охоты… у кого-то из местных жителей, в станционном доме или вагоне».
Столь же спартанскими, по придворным меркам, были зачастую и условия ночлега. При посещении Лисина — Александр полюбил приезжать в эти края еще находясь в статусе наследника престола и с тех пор наведывался сюда по многу раз в году — августейший охотник и его окружение вынуждены были коротать ночь в тесноте: команда из 15–19 человек ютилась в деревянном доме обер-егеря Отто Кригера. Не мудрено, что уже вскоре после своего восшествия на российский престол Александр II решил построить в Лисине царскую резиденцию.
Дворцовый сон
Еще за четыре года до этого, в 1852-м, архитектор Николай Бенуа получил задание спроектировать главный корпус для расположенного в селе Лисинского учебного лесничества. Тому же мастеру было поручено теперь возведение охотничьего дворца.
В 1857 году он был готов. Александр II вместе с братьями — великими князьями и другими титулованными гостями приехал в Лисино «на новоселье». Однако при размещении в покоях лисинского дворца оказалось, что места для всей охотничьей компании все-таки недостаточно. После этого Бенуа велели расширить помещения.
Нужно отдать должное Николаю Леонтьевичу. Он сумел очень органично дополнить пристройкой первоначальный объем дворца. Зодчий соединил эти две части галереей-переходом с высокими арочными окнами. Кроме того, Бенуа украсил получившийся комплекс разновеликих объемов необычным для дворцовой постройки элементом — звонницей. В целом архитектору удалось создать в Лисине весьма оригинальное для своего времени здание, предвосхитив на несколько десятков лет появление покорившего Европу стиля модерн.
Охотничий дворец Александра II, или, как его еще называли, «дом для приезда высочайших особ», сохранился до нашего времени. Он стоит среди парка, неподалеку от протекающей здесь речки Лустовки. С главной дороги, которая проложена от Тосно, лиственничная аллея ведет к подъездному пандусу у парадного входа. Фасад этой части здания венчал прежде барельеф: герб с элементами охотничьей атрибутики. Но в послереволюционное время такой «антисоветский» элемент декора был уничтожен.
Примечательно, что императорские покои размещались не в центральной, самой парадной, части здания, а в более поздней пристройке. Здесь, слева от главного входа, находились кабинет государя, его бильярдная и три спальни.
— Но зачем же так много? — спрашиваю у Любови Шаульской, заведующей музеем истории российского лесоводства, организованном в Лисине.
— Это способ обеспечить безопасность царя. Никто не знал, в какой именно опочивальне он ляжет на сей раз спать... Соображениями безопасности можно объяснить и наличие отдельного входа с улицы на «царскую половину».
В главной части дворца находился большой зал, а на верхнем этаже располагались помещения для ночлега гостей. Иногда VIP-охотники вынуждены были устраиваться по двое в одной комнате. И далеко не всегда такой отдых оказывался для них комфортным.
Об этом можно судить, например, по акварели, нарисованной, как было уже упомянуто ранее, придворным художником Михаем Зичи для колоды карт с «охотничьими юморесками». Мастер изобразил для валета пик забавную сценку: генерал Петр Карлович Мердер, сын воспитателя Александра II и старый друг государя, сидит на кровати, зажав уши, — так сильно храпит его сосед по комнате генерал-адъютант Николай Александрович Огарев. Из воспоминаний участников лисинских охот известно, что подобные ситуации были отнюдь не редкостью. Так что порой в результате столь неудачного ночного соседства некоторые из приглашенных царем гостей шли поутру охотиться невыспавшимися. Случалось, кое-кто в ожидании зверя даже засыпал на своем номере, сидя в снегу.
К слову сказать, сам император демонстрировал удивительные образцы энергии и работоспособности. Как воспоминали участники высочайших охот, частенько царские беседы с гостями продолжались далеко за полночь. Но по завершении такого общения Александр II, удалившись на свою половину, еще работал какое-то время в кабинете с депешами и бумагами, слушал доклад секретаря… Это могло продолжаться часов до двух ночи. А покончив с государственными делами, царь довольно долго молился и лишь после укладывался спать. На сон ему оставалось всего 5–6 часов: утром следующего дня предстояло отправляться на охоту.
«Дом для высочайших особ»
Внутреннее убранство дворца соответствовало его назначению. В интерьерах главных помещений превалировала тема охот. Описание лисинских хором можно найти в номере журнала «Нива» за 1885 год:
«...На стенах висят картины, оленьи головы с огромными ветвистыми рогами, барельефы, оружие и прочие украшения. В комнатах расставлены чучела разных диких зверей, убитых на высочайших охотах. …Особенно бросается в глаза чучело большого медведя, убитого покойным императором (Александром II) близ ст. Белой.
В одной из комнат дворца находится небольшая оранжерейка, убранная, как и прочие комнаты, в охотничьем вкусе... С главной стороны фасада у парадных дворцовых дверей сделана небольшая горка, на вершине которой устроена деревянная площадка, оканчивающаяся маленькой террасой. После охоты вечером, при ярком освещении горящих костров, у подошвы горки рядами раскладываются убитые звери, охотники выходят на террасу полюбоваться на свою добычу».
Для лисинского дворца купили у фабриканта Сак-Галле несколько каминов. «...В кабинете государя императора камин черный, мраморный, фигурный, в спальне государя императора камин белого мрамора, простого рисунка».
Были в залах также бронзовые скульптурные композиции на тему охоты, которые изготовила петербургская мастерская А.Дипнера. Особую ценность среди лисинских дворцовых артефактов представляла коллекция уникальных охотничьих ружей, подаренных Александру II высокопоставленными зарубежными гостями, приглашенными императором на охоты.
К сожалению, обо всем этом великолепии приходится говорить в прошедшем времени. После революции дворец оказался разграблен. Часть обстановки, украшений была уничтожена, а кое-что крестьяне утащили в свои дома. Почти все их трофеи сгинули бесследно.
Следы прошлого
Чаще всего царские визиты в Лисино ограничивались лишь пребыванием монарха во дворце и выездом его на охоту. Но из такого правила было несколько исключений.
Вот какой эпизод описан в очерках Н.Кутепова «Императорская охота на Руси»: «Часто посещая Лисино, государь в течение ряда лет ни разу не заглядывал в тамошние учебные заведения, пока этому не дала повода одна не вполне удачная охота на медведя. В феврале 1863 года около Лисина обложены были два медведя. Государь взял одного из них утром, но когда после трапезы в лисинском дворце он отправился к месту, где был обложен другой медведь, ему навстречу прискакал егермейстер с известием, что зверь ушел. Тогда государю пришло в голову посетить лисинские учебные заведения. Сани, в которых сидел он... остановились у егерского училища. Здесь никак не ждали высочайшего посещения, и все оказалось в полном беспорядке. Парадный подъезд был занесен снегом, и дверь с трудом удалось отворить. В дортуарах... господствовал крайний беспорядок, так как в это время воспитанники, бывшие до того на охоте, переодевались. Государь быстро прошел по всему училищу и направился на кухню. Щи, которые он отведал из котла, оказались весьма недоброкачественными. Государь был крайне недоволен, но не хотел никого карать, считая виновным в беспорядке и самого себя, так как, бывая часто в Лисине, ни разу не осмотрел училища...»
Еще одним местом, которое царь удостоил своим посещением, стала сельская церковь. Храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был построен в 1862-м по высочайшему распоряжению. Автором проекта стал тот же Н.Бенуа. В музейной экспозиции демонстрируется чертеж — «Проект православной церкви в Лисинское учебное лесничество». На листе надпись: «Во время присутствия государя императора в Л.У.Л. вечером 20 октября в 1853 году Его величеству по рассмотрении сего проекта благоугодно было сказать мне: «Церковь сия мне очень нравится». Архитектор Н.Бенуа».
Как засвидетельствовали очевидцы, Александр II дважды присутствовал в лисинском храме на службе: «19 ноября 1869 года государь с прогулки зашел в приходскую церковь и слушал панихиду в память дня кончины императора Александра I. В следующем году, 11 марта, он точно так же в этой же церкви прослушал панихиду в память кончины императора Павла I».
Последний приезд Александра II в лисинские края датируется декабрем 1880-го. Через несколько месяцев царь трагически погиб от взрыва бомбы, брошенной в его карету революционером-террористом.
Три года спустя в Лисине решили увековечить память императора, столь часто бывавшего в селении и любившего здешние места. Перед главным корпусом лесного училища была установлена гранитная колонна с бюстом Александра II.
— В советские годы монумент разрушили, — рассказывает Любовь Шаульская. — Однако несколько лет назад при обследовании площадки перед главным фасадом корпуса мы обнаружили вросшие в землю два куска колонны. На одном из них уцелела надпись: «Воздвигнут чинами корпуса лесничих 1 августа 1884 года». Сейчас эти фрагменты можно увидеть у входа в наш музей. А на месте прежнего памятника в 1997 году удалось поставить другой — основателю Лисинского лесного училища министру финансов графу Е.Ф.Канкрину.
Дворец в Лисине после смерти Александра II большую часть времени пустовал. Лишь изредка в эти места приезжал поохотиться кто-нибудь из великих князей. Что касается преемников «царя-освободителя» на троне, то есть сведения о визите сюда его сына, царя Александра III.
С приходом к власти большевиков дворцовое прошлое Лисина быстро сошло на нет. В 1920-е возобновило работу учебное заведение, расположенное в этом поселке. Для нужд училища было передано здание бывшего императорского дворца. Его помещения, уже сильно «почищенные» к тому времени от обстановки царских времен, приспособили под студенческое общежитие.
Сохранилась довоенная фотография, на которой запечатлены удивительные интерьеры: с высокого потолка свисает роскошная люстра, слева камин с огромным зеркалом над ним, на стенах рогатые оленьи головы и картины, а под этими элементами дворцовой роскоши стоят рядами простенькие кровати с сидящими на них студентами. На другом фото, сделанном весной 1941-го, несколько учащихся позируют возле чучела медведя, «взятого на рогатину» Александром II в 1865 году.
Остатки дореволюционного внутреннего убранства здания сильно пострадали в годы Великой Отечественной. Во время оккупации в селе размещался военный гарнизон, а также была устроена накопительная зона, где собирали пленных красноармейцев для дальнейшей отправки их в концентрационные лагеря. По информации Л.Шаульской, в Лисине квартировали подразделения испанской Голубой дивизии. Среди экспонатов музея можно увидеть фотографии, на которых вражеские солдаты запечатлены на фоне того самого «императорского» медведя — в лапы чучелу вложена табличка «Berlin 1485 km, Petersburg 70 km». Впрочем, данный артефакт, похоже, тогда все-таки уцелел: судя по обнаруженным автором этих строк воспоминаниям одного из прежних обитателей дворца, еще в 1952-м, когда он жил с родителями в этом здании, в холле стояло чучело громадного медведя.
В 1995 году охотничий дворец Александра II и еще две постройки Николая Бенуа, сохранившиеся в Лисине, — главный корпус училища и храм — получили статус объектов культурного наследия федерального значения. Сейчас бывшее дворцовое здание находится в ведении Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии. В нем расположены административные службы.
Как рассказала Л.Шаульская, удалось обнаружить и привезти в музей некоторые артефакты, находившиеся прежде во дворце. В одной из контор лесхоза сохранился дубовый резной стол, изготовленный в начале XIX века. Кроме того, нашлась также скульптура, изображающая убитого царем медведя.
— Этот царский трофей увековечил в бронзе скульптор Николай Либерих, сделавший по заказу дворцового ведомства настольную скульптуру зверя. Позднее были отлиты из чугуна 4 копии. Сам оригинал оказался утрачен, а эти дубликаты сохранились. До недавнего времени были известны три такие скульптуры: в Гатчине, в Мраморном и в Екатерининском дворце. Однако отыскался и четвертый экземпляр. Теперь он в нашей экспозиции.