— Права и свободы наших граждан гарантированы Конституцией, они незыблемы. И об этом нельзя забывать, — заявил Владимир Путин, выступая перед делегатами юбилейного, 10-го, съезда судей, который совпал со 100-летием Верховного суда.
Путин подчеркнул, что от профессиональных и личных качеств каждого судьи зависят судьбы людей, и сравнил судебную систему с Олимпом: «Я вас очень прошу соответствовать этому высокому «олимпийскому» статусу, как те, кто там проживает, — я имею в виду олимпийских богов».
Владимир Путин обратил внимание на то, что российские суды из года в год работают в условиях высокой нагрузки. Статистика рассмотренных дел действительно внушительная: за один 2021 год только по первой инстанции судами были рассмотрены 39 миллионов дел. За девять месяцев этого года свыше 30 миллионов.
— Важно, что за время пандемии российские суды продолжали работать в своем обычном режиме. Так было не во всех странах мира, а наши суды работали, — подчеркнул глава государства.
Упомянул Путин и социальную направленность работы отечественных судов: в текущем году судами удовлетворено 95% требований об оплате труда. 53% требований граждан о восстановлении на работе и 84% исков о защите прав потребителей.
— Полагаю, что этим вопросам и впредь нужно уделять такое же повышенное, пристальное внимание, как и до сих пор вы это делали, — напутствовал служителей Фемиды президент.
Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, как и положено в юбилей, прошелся по основным вехам трансформации судебной системы страны. Для работы над судебными ошибками созданы новые кассационные и апелляционные суды. Внедрены сервисы электронного правосудия, которые дали гражданам возможность подавать иски дистанционно и присутствовать в зале суда виртуально. Расширены категории дел, которые можно рассматривать в упрощенном порядке. Сделан шаг навстречу людям, совершившим преступление впервые: ряд составов вовсе декриминализирован, по ряду других появилась возможность уголовное наказание заменить на судебный штраф. Такую политику разгрузки тюрем оценил и президент:
— Верховный суд последовательно идет по пути назначения наказаний, не связанных с лишением свободы. Число осужденных сократилось на 22%, — отметил Владимир Путин.
В целом же за последние 20 лет число судимостей сократилось более чем вдвое. Вячеслав Лебедев предложил сравнить: если в 1999 году было прекращено всего 2% уголовных дел, то в текущем году — 21%.
О современных вызовах для российских судов говорил и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Нынешний год стал в известном смысле уникальным — Россия вышла из системы международных судов и теперь действует сама по себе:
— Россия отозвала свою подпись под документом по созданию Международного уголовного суда и вышла из ЕСПЧ. По этому поводу было много шума: «Россия не справится». Но, как говорится, караван идет. Мы не будем забывать о положительной роли ЕСПЧ, но не секрет, что в последние годы усилилась политизация этого органа, — подчеркнул председатель Конституционного суда.
Зорькин выразил уверенность в том, что Россия справится и без международных судов. Ну а тем, кто ратует за возвращение смертной казни под предлогом выхода из ЕСПЧ, Валерий Зорькин не оставил ни малейшего шанса:
— Те, кто стремится восстановить эту меру сегодня, говорят о том, что мораторий держался на позиции ЕСПЧ. А раз мы вышли из ЕСПЧ, то и смертную казнь вернуть якобы можно. Им надо внимательно почитать постановления КС. В 2009 году в своем постановлении мы указали, что за долгие годы моратория в России сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого граждане РФ получили право не быть приговоренными к смертной казни, — провел беглый юридический ликбез сторонникам высшей меры Зорькин.
«Теоретически возможность отменить мораторий есть, — пояснил председатель КС. — Но для этого надо — ни больше, ни меньше — переписать Конституцию заново. Она так построена, что для внесения изменений в эту статью — а она является одной из статей, гарантирующих права и свободы граждан, — надо принимать новую Конституцию. Если к этому готовы авторы идеи о возврате смертной казни — флаг им в руки!»