Внедрением технологий Big Data и Machine Learning в анализ рисков, сферу принятия решений и другие бизнес-процессы крупные компании в России занимаются давно и результативно. Скажем, Сбер активно экспериментирует в этой области. Его решения касаются не только сферы кредитования. Есть и довольно необычные разработки. К примеру, в апреле 2019 года банк представил цифровую телеведущую Елену, которая способна вести новостные сюжеты, используя текст для генерации полноценного видеоизображения и речи, сопровождая это мимикой и эмоциями реального человека. В этом году Сбер запустил сервис Kandinsky 2.0 — первую российскую мультиязычную диффузионную модель для генерации изображений по текстовому описанию с 2 млрд параметров.
Следует отметить, что у команды финансового института есть свое видение будущего. Главной технологией 21 века станет искусственный интеллект (ИИ). Такое мнение в ходе международной онлайн-конференции Artificial Intelligence Journey высказал первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин. Причем простые решения в этой области уже никого не интересуют. Главное направление — движение к сильному искусственному интеллекту, способному понимать человеческую речь, решать множество различных задач и самообучаться, чтобы еще эффективнее помогать людям и бизнесу.
В ближайшее время банк даже выпустит специальный сборник по ключевым отраслям — сельскому хозяйству, строительству, медицине и т.д. — где прямо оценит экономический эффект от внедрения ИИ в бизнес-процесс организации. Искусственный интеллект — это зрелая технология, которая позволяет делать проекты с его использованием хорошо окупаемыми. Есть стартапы, которые после запуска окупаются в течение 3-6 месяцев, в том числе в «нагруженных» отраслях, как например, в нефтехимии. В каком размере были сделаны инвестиции для развития технологий искусственного интеллекта в Сбере, эксперт не раскрыл, однако указал, что в этом году прибыль от его применения в фининституте составит более 200 млрд рублей, а в прошлом году каждый шестой рубль в этом госбанке был заработан за счет такого внедрения.
ИИ помогает делать бизнес вокруг клиента: формировать предложения быстро, индивидуально для каждого, качественно и удобно. «Для физических лиц все решения по кредитам уже принимаются в режиме онлайн, — пояснил Ведяхин. — По юридическим — 60% от потока стандартных сделок также принимаются в режиме онлайн». Очень интересные наработки у госбанка есть в медицине. Их используют более 3,5 тыс. московских врачей, с помощью ИИ было поставлено более 7,5 млн предварительных диагнозов. «Конечно, искусственный интеллект не заменяет врача, но поддерживает, существенно облегчает его работу», — подчеркнул эксперт. Сегодня медик, когда смотрит на предложенное искусственным интеллектом решение, согласиться с ним в 70% случаев. Но использовать искусственный интеллект сегодня можно гораздо шире, поскольку он дает улучшение в 5-7 раз по любому важному для развития бизнеса критерию.