На протяжении десятилетий в России складывалась парадоксальная ситуация: промышленные города затягивало удушливым смогом, обвешанные датчиками экологи проводили замеры и выдавали шокирующие обывателей данные – нет превышений ПДК либо они крайне незначительны! Предприятия столь же бодро рапортовали, что они номинально укладываются в установленные на федеральном уровне среднероссийские квоты. Тогда-то и возникли мемы про воздух, который видно.
Поэтому местные власти и предложили ввести собственные нормативы, гораздо более жесткие, чем федеральные. Ведь действовавшие прежде лимиты выбросов не подходили для городов с высокой концентрацией производства. Не случайно именно Челябинск, знаменитый своей индустрией, обратился в правительство РФ с предложением принять общероссийский закон о квотировании выбросов. Южноуральский регион выступил и одним из его главных разработчиков и инициаторов.
В итоге местная инициатива стала прообразом закона о квотировании выбросов, принятого Госдумой летом 2019 года. Экологически значимый закон предусматривает до конца 2024 года провести масштабный эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, снизив их за этот период на 20 %. Документ был подготовлен в рамках исполнения президентского поручения о снижении нагрузки на атмосферный воздух в городах с проблемной экологией. В число пилотных территорий с неблагоприятной экологической ситуацией, отобранных для проведения эксперимента, наряду еще с десятью российскими городами вошли Челябинск и Магнитогорск.
«Челябинск и Магнитогорск исторически сформировались как промышленные мегаполисы, но их жители заслуживают жить в благополучной атмосфере, дышать свежим воздухом, растить детей», – дал тогда оценку инициативе губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
Очевидно, что экология – категория экономическая. В Европе уже реализован компенсационный механизм, когда государство возмещает расходы предприятий на экологию. Подобные госпрограммы уже запускаются и в России: государство компенсирует часть затрат на снижающую выбросы модернизацию производства в виде налоговых и других преференций.
Зеленые технологии – это не только снижение негативного воздействия на атмосферу, но и дополнительные преференции для бизнес-развития. В частности, это возможность обойти или минимизировать «карбоновые пошлины» – так называемый углеродный налог, который намерен ввести Евросоюз на импортную продукцию с большими выбросами парниковых газов.
По мнению Дениса Константинова, координатора рабочей группы НТИ «EcoNet», финансовый вклад в экологию Челябинской области может принести так называемый мультипликативный эффект. По расчетам вложения окупятся восьмикратно! Это огромный выигрыш не только для экологии, но и для экономики.
Причем эффект будет кратным и гораздо раньше. Новые редакции комплексных планов предполагают сократить объем выбросов для Челябинска не на 20 %, как было определено ранее, а на 45 %. Достичь желаемого планируется за счет снижения выбросов от транспорта, заменив старый подвижный состав на новый, а также применив новые технологии на очистных сооружениях промышленного комплекса Челябинска.
По словам председателя Российского экологического общества Рашида Исмаилова, Челябинск сегодня становится центром экологических новаций. В регионе формируется институт экологической репутации, меняется отношение бизнеса к своей ответственности. «Ответственность предприятий в Челябинске за последние годы стала более прозрачной, – говорит эксперт. – Люди хотя бы стали видеть, что делается и что не делается предприятиями».