— Найденный на пляже 14 ноября мертвый дельфин — не афалина из дельфинария?
— Снимки, присланные волонтерами, просматривала в дороге, предположила, что это может быть Зоя из дельфинария, — рассказывает Дарья. — Когда приехала на место, убедилась, что дельфин действительно очень похож на Зою. Но, в то же время, было очень много несостыковок, несовпадений.
Специалисты ветнадзора не смогли считать чип, который должен быть у афалины из дельфинария. А на плавнике не удалось обнаружить характерных следов от уколов. (Зое в дельфинарии часто брали анализ крови).
— Что из себя представляет чип?
— Это небольшой металлический цилиндр, который с помощью шприца вживляется под кожу животному. Эта капсула несет в себе информацию в числовом варианте. Это определенный набор чисел, для каждого чипа он индивидуальный. Для животного это своего рода паспорт. По чипу удается идентифицировать животное.
— Чип может перемещаться?
— Капсула может уйти вглубь жировой прослойки либо блуждать в мышцах животного, но чип все равно будет считываться. У белух жировая прослойка еще больше, но чип все равно считывают. Редко, но все-таки бывают случаи, когда это сделать не удается. Поэтому было решено провести вскрытие найденного на пляже мертвого дельфина. Чип найден не был, поэтому окончательно был сделан вывод, что это не наша афалина из дельфинария.
— От чего он погиб?
— Скорее всего, дельфин погиб, попав в рыболовные сети. На его теле были характерные отметины . Это частая причина гибели дельфинов в Черном море.
— Недавно к рыбакам подплывал дельфин, который выпрашивал рыбу, принимал вертикальную стойку.
— Мы проверили. Это была белобочка, а не афалина из дельфинария.
— С тех пор как были выпущены Майя, Зоя, Степа и Тоша, их где-то видели?
— Их несколько раз видели в районе пляжа «Солнечный», на диком пляже «Парка Победы». В последние несколько дней сообщений не поступало. Они могли уйти в район Качи, Любимовки (поселки в Нахимовском районе Севастополя). И дальше по береговой линии — Черное море большое.
— Как думаете, они будут держаться вместе?
— Я думаю, что они разбились на пары. Степа с Майей должны держаться вместе. Они — боевая команда, все время работали вместе. Степа всячески оберегал и защищал Майю. Тоша с Зоей начали работать вместе полгода назад. Но будем надеяться, что они тоже сейчас вместе. Зоя — девушка боевая, очень активная, неунывающая и умная.
Все мы надеемся, что дельфины адаптируются, научатся ловить рыбу. Если они не смогут добывать самостоятельно пищу, то будут стремиться к людям за помощью. Люди кормили их на протяжении многих лет. У них есть четкая взаимосвязь: человек-рыба.
— Дельфины уйдут в открытое море или будут держаться недалеко от берега?
— В прибрежной зоне им сейчас комфортнее. У береговой линии лучше прогревается вода. Здесь сейчас больше рыбы, им намного удобнее загонять косяк рыбы к берегу.
— Их может принять в свой состав стая диких дельфинов?
— Скажем так, самок быстрее приняли бы в стаю, чем самцов. Будем надеяться, что у них у всех сложатся взаимодействия с дикими дельфинами и они адаптируются в природной среде.
— Температура воды в бассейне дельфинария и в Черном море отличается?
— Эти животные привыкли жить в дельфинарии в Коктебеле, они здесь были в длительной аренде. И только в феврале вернулись в Севастополь. В Коктебеле — бассейн открытого типа, вода там такая же, как в море. Мы никогда не подогревали бассейн, у них не было тепличных условий. В этом плане им должно быть хорошо в Черном море.
— Кто-то общается с директором дельфинария «Флиппер» Владимиром Калниболотским, он не сожалеет о содеянном?
— Нет, он абсолютно об этом не сожалеет. Более того, как говорят в его окружении, он и дальше хочет продолжать заниматься предпринимательской деятельностью, связанной с коммерческим использованием животных. Хочет брать животных в аренду, устраивать представления в дельфинарии. Мы всеми силами постараемся этого не допустить. В отношении Калниболотского заведено уголовное дело по факту жестокого обращения с животными. Проводится проверка. Этому человеку нельзя работать с дельфинами, а также руководить предприятием, где находятся животные.
— В разговоре с журналистами он упомянул, что подготовил животных к жизни в природной среде.
— Он с мая по сентябрь вел исключительно предпринимательскую деятельность, дельфинарий был открыт, показывал представления, в день шло по 2-3 шоу. За это время он успел продать белуху. О какой реабилитации животных может идти речь? Он не связывался ни с кем из ученых, у которых есть опыт реабилитации млекопитающих, разработаны методики. Выпустил дельфинов из мести, понимая, что их отберут.
(Будучи соучредителем и по совместительству директором ООО «Биологическая станция», Калниболотский сам себе единолично, на свое ИП, для дельфинария «Флиппер», отписал дельфинов с правом их продажи и аренды третьим лицам. Хотя не имел права этого делать. Соучредители «Биологической станции», желая сохранить животных, обратились в арбитражный суд. До решения суда, на животных был наложен арест. — Авт.).
— В пятницу будет следующее заседание суда, — говорит Дарья Цветкова. — Юристы ему говорили, что суд он проигрывает. Чтобы животные не достались соучредителям, он взял и просто выпустил их в море.
Майя, Зоя, Степа и Тоша вечером покушали, тренер их покормил. А потом на всех свалилась эта новость — с подачи Калниболотского дельфинов просто завели сетью в воду и выпустили в береговую линию. Насолил таким образом соучредителям.
Дарья Цветкова говорит, что вовремя удалось забрать из «Флиппера» морских котиков.
— Из-за скученности в тех условиях, в которых они жили, у животных начались проблемы с глазами. Там бассейн маленький, а животных было много. Сейчас они в хороших условиях, в их распоряжении просторный бассейн с хорошим лежбищем, там достаточно места для семерых морских котиков.
Тренер-ветеринар говорит, что Майю, Зою, Степу и Тошу продолжат искать.
— Мы продолжаем вести наблюдение, нам помогают волонтеры, рыбаки, неравнодушные граждане, которые сообщают, где были замечены дельфины. Мы тут же реагируем, подъезжаем на место и смотрим, нуждается ли животное в помощи и наш ли это ручной дельфин.
— В Институте биологии южных морей сообщили, что ручных дельфинов будут искать с помощью гидрофона.
— Сотрудник Карадагской научной станции Александр Агафонов готовил научную работу по звукам дельфинов. Работал в коктебельском дельфинарии. У него в базе есть звуки Зои и Майи. С помощью гидрофона голоса млекопитающих можно идентифицировать.
Прибор чувствительный, с помощью него можно записывать звуки на расстоянии 3 километров. Таким образом можно услышать наших животных. Каждый из дельфинов издает свой индивидуальный звук. Такие работы по береговой линии уже проводились. Наша сотрудница ходила по бухтам, опускала гидрофон в воду, но пока Майю, Зою, Степу и Тошу услышать не удалось.
Если мы не найдем дельфинов около береговой линии, значит, они адаптировались, выжили. У них все хорошо. В противном случае они выйдут к людям.