— МВД РФ принимает дополнительные меры безопасности в Крыму, понимая, что от Украины можно ждать чего угодно, — сказал Владимир Колокольцев, выступая перед сенаторами.
Ситуацию на новых территориях министр МВД назвал сложной, но контролируемой.
— В четырех новых регионах России созданы 15 сводных отрядов полиции. Слаживание они прошли в регионах Северного Кавказа. Полицейские на новых территориях проводят досмотры транспортных средств, проверяют граждан, борются с диверсионно-разведывательными группами. Делают все, что от них зависит. Эта работа будет продолжаться, — заверил Колокольцев.
За 15 минут своего доклада глава МВД обрушил на головы членов Совфеда лавину цифр. Одна только статистика IT-преступлений со звонками гражданам с подменных номеров чего стоит. Как рассказал министр, недавно в Саратовской области полицейские «накрыли» банду, руководил которой гражданин Украины. Вернуть потерпевшим удалось 2,2 млрд рублей. По словам Колокольцева, большинство колл-центров, специализирующихся на финансовых аферах, базируются на территории Незалежной.
Позитивно оценил Колокольцев динамику ситуации на дорогах. На 20% сократилось за год число ДТП, совершенных по вине пьяных водителей. Погибших в таких авариях стало меньше на треть. Хотя общее число любителей езды под градусом все равно много — больше 400 тысяч, причем каждый девятый сел за руль в нетрезвом виде повторно. Но радует то, что общественность не дремлет.
— В обществе растет нетерпимость к тем, кто садится за руль в нетрезвом виде. 34 тысячи пьяных водителей были задержаны по сообщениям неравнодушных граждан, — привел утешительную статистику Колокольцев.
На теме пьянства министру пришлось задержаться. Сенатора Александра Варфоломеева заинтересовал вопрос вытрезвителей. Глава МВД признал, что не все с ними гладко:
— В этой сфере, как говорится, лед тронулся, есть небольшие подвижки. Здесь необходимо понимать, что всех граждан, которые утратили способность передвигаться после хорошего застолья, нужно разделять на тех, кому требуется медицинская помощь, и тех, кому она не нужна. Это решение остается за медиками, задача полицейских — обнаружить человека в алкогольной прострации и вызвать ему «скорую помощь». В 2021 году таких граждан было выявлено 400 тысяч. Это сколько жизней было спасено! Но вытрезвители есть только в 19 регионах. Эту сеть надо развивать, особенно в регионах со сложным климатом.
Валентина Матвиенко пообещала поднять проблему вытрезвителей в рамках «региональных недель».
— Дома жена со скалкой разберется. Но если человек лежит на улице, в холоде, — с этим надо разобраться, — заявила спикер Совфеда.
В миграционной сфере ситуация тоже вроде бы начала улучшаться. По данным главы МВД, сейчас в России 6 миллионов иностранцев. Из них нелегалов всего 9%, хотя раньше был каждый третий. Но радоваться рано, предостерег Владимир Колокольцев: из-за нестабильной ситуации в некоторых странах СНГ и на Ближнем Востоке ситуация может сменить вектор на негативный. Поэтому полицейским регулярно приходится устраивать рейды в местах традиционного базирования мигрантов, в частности, на рынках и в хостелах.
При этом министр отметил, что в стране наблюдается рост преступлений экстремистской направленности: в этом году их выявлено более 600. Это на четверть больше, чем годом ранее. Незаконный оборот оружия тоже растет. Яркий пример — Санкт-Петербург, где в ходе рейда полицейские обнаружили в квартире 200 единиц огнестрельного оружия, включая автоматы и пулеметы.
При этом условия, в которых приходится трудиться полицейским, далеки от идеальных. Как посетовал Колокольцев, для участковых из муниципального жилфонда по стране выделено всего 200 квартир. То есть решить квартирный вопрос удалось лишь 6% участковых.
— Может быть, руки не доходят у руководителей регионов, — предположил министр. — Но у нас отток кадров, некомплект 90 тысяч человек. В Москве численность сотрудников полиции сократилась в два раза. На криминогенной обстановке это не сказывается. Пока не сказывается. Но всему есть свой разумный предел. Уповать на то, что такая динамика сохранится только благодаря высоким призывам, не стоит.