В числе негативных факторов влияния на атмосферу городов выхлопные газы только часть ядовитого слоеного пирога от «транспортного цеха». В его «начинке» есть и шум, и утечки горюче-смазочных материалов. Что касается износа авторезины, то некоторые эксперты ставят вред от покрышек даже выше выхлопов от двигателей. Так, согласно исследованию независимой компании по тестированию выбросов автомобильные выхлопы загрязняют природу в 2000 раз меньше, чем автомобильные шины, образующие в процессе эксплуатации токсичные вещества. Если в цифрах, то выбросы от износа шин в среднем составляют 36 мг/км, от работы ДВС — 0,02 мг/км. Оксид азота, свинец, бензопирен, формальдегид, сажа, сернистый ангидрит… Это лишь часть из трехсот наименований вредных веществ, что автомобиль выбрасывает в воздух, что попадает в землю и воду.
Полностью отказаться от транспорта невозможно. Как снизить объемы выбросов и при этом сохранить транспортную доступность, ищут многие города мира. Но иногда не стоит очаровываться лишь импортными примерами, есть и на российских весях свои успешные примеры.
Возьмем, например, известный уральский мегаполис Челябинск. Последние пару лет, его название не сходит с лент новостей именно в результате уникального транспортного проекта, который здесь начинают реализовывать. Речь идет о метротраме – проекте, который объединит опыт и возможности метро и трамваев.

А ведь метротрам – лишь часть большой челябинской стратегии в транспортной сфере. И основная ее суть – снижение давления городского транспорта на экологию. В Челябинске сейчас активно покупаются «зеленые» (газомоторные) автобусы, новые трамвайчики уже вовсю катаются по городу, в рамках концессионного соглашения стартовала модернизация троллейбусных линий... В ходе последнего проекта обновят более 72 км новой контактной сети, 30 существующих тяговых подстанций, мегаполис получит 168 новых троллейбусов… Все это работает не только на комфорт передвижения по городу, но и на улучшение экологической обстановки в большом промышленном центре.
В работе на транспорт и экологию не остается в стороне и наука. И это как раз та самая фишка, о которой мы говорили в начале публикации. Челябинские ученые разработали специальную программу, которая по камерам видеонаблюдения может рассчитать нагрузку по выбросам. Проектная группа «Умный городской транспорт» предложила систему мониторинга и оптимизации дорожного трафика в городе, а также контроля уровня вредных выбросов, производимых транспортом. По словам одного из разработчиков кандидата технических наук, доцента кафедры автомобильного транспорта Политехнического института ЮУрГУ Владимира Шепелева, использование нейронных сетей глубокого обучения позволяет в режиме реального времени осуществлять сбор, интерпретацию и агрегацию данных по интенсивности и классификации дорожного трафика. Система позволяет оценить эффективность решений по организации дорожного движения, прогнозировать суммарные выбросы токсичных выхлопных газов от автотранспорта с учетом атмосферных и климатических условий, поможет она и в регулировании движения, распределении потоков транспорта.

Так что, если современные муниципальные управленцы хотят научить потоки городского транспорта быть не только эффективными, но и безопасными, им стоит в первую очередь поискать опыт не на заморских берегах, а в родной стороне, таких городах, как Челябинск.