Сейчас Белгородской области в удаленном формате целиком учится 11 районов (из 21). Своим указом от 21 октября губернатор продлил такой режим до 1 декабря. Школы и колледжи занимаются онлайн, в детсадах работают только дежурные группы. При этом и большинство работодателей отпустили сотрудников на «онлайн». Что до студентов вузов – им еще раньше было рекомендовано покинуть опасные районы, в том числе и сам Белгород, и продолжать учебу удаленно.
Одни родители даже довольны «полуканикулами», это уж не говоря о детях. Тем более, что губернатор области в своем обращении особо отметил, что «на экзамены дистанционный формат не повлияет». Но к привычным жалобам из стана противников онлайн-обучения – дети предоставлены сами себе, дома без контроля, лодырничают, а не учатся – прибавились еще и опасения за их безопасность. «Что случись, взрослый и то не сразу сориентируется, запаникует, – волнуется Марина, мама двоих детей. А другая мама, Елена, вспоминает «прилет», и как на ее глазах сын-подросток растерялся, заметался по дому. «Папа наш заорал: «Беги вниз!», – говорит Елена. И только тогда ее мальчик словно очнулся и побежал в укрытие. «Да я сама сначала остановилась в ступоре, не знала, что делать», – признается женщина.
На таком тревожном фоне то и дело в области всплывают фейковые новости. Например, об общей школьной эвакуации. Даже Госдума масла в огонь подлила – депутат от КПРФ предложила эвакуировать все 100 тысяч детей «в подмосковные санатории». Пришлось делать специальное заявление, что никакой массовой эвакуации детей пока не предвидится.
В Курской области на дистанционном обучении сейчас находятся школы в 6 районах, ближайших к зоне конфликта. Но, например, в Рыльском районе мечтают как можно скорее «сойти с дистанта». Даже невзирая на снаряды, которые «иногда прилетают». «Думаю, что эту неделю мы еще побудем на дистанте, а со следующей недели будем думать, как с него выйти, кроме школ, которые находятся в пятикилометровой зоне от государственной границы», – сообщил глава района. Всего в Курской области сейчас на удаленке 70 школ возле границы, от посещения детсадиков там тоже призывают воздержаться. А вот вузы и средние специальные учебные заведения по области работают очно. Не так давно сообщалось, что курские студенты старших курсов даже собираются примкнуть к «трудовой мобилизации» – заменить собой ушедших на СВО.
Вместе с тем, в Курске проводят учения ГО и ЧС. 10 ноября проверяли «воздушную тревогу» – сирену оповещения, которая выла целый час. Куряне при этом разделились на тех, кто ничего не слышал и очень удивился, и тех, кто услышал и испугался. Жители центра также подумали, что где-то большой пожар, потому что большая колонна пожарных машин ехала через город к драмтеатру. На разных городских ресурсах продаются готовые наборы «тревожных чемоданчиков», аптечек, вещмешков.
А что касается Краснодарского края, Воронежской, Брянской областей и других регионов, где тоже объявлен средний уровень реагирования («желтый», то есть высокий террористической угрозы), там все учебные заведения работают в очном формате. «Даже Россошанский и Кантемировский районы (не уходят на дистант)», – подчеркнул губернатор Воронежской области. При этом жителям рассказывают о планах эвакуации и напоминают сведения из курса ОБЖ, рекомендуют собрать «тревожные чемоданчики». Учебные тревоги проводятся в различных организациях, в том числе в вузах и школах.
Столь различные меры, принятые в отношении учебных заведений в областях с одинаковым на сегодняшний день организационно-правовым статусом объясняется тем, что, как и в случае с локдауном, решения принимают местные власти. «Регионам, в которых объявлен средний уровень реагирования, предоставлена возможность самостоятельно решать, как будет организовано обучение в школах», - сказал министр просвещения Сергей Кравцов. – А для нас, прежде всего, важна безопасность школьников».