Напомним, три сестры, одна из которых на момент убийства была несовершеннолетней, жестоко расправились со своим отцом: они напали на мужчину, когда он спал, и при помощи газового баллончика, молотка и охотничьего ножа убили. После того, как сёстры рассказали о насилии со стороны отца, эти материалы выделили в отдельное производство. По итогам доследственной проверки уголовное дело на покойного Михаила Хачатуряна возбуждать не стали в связи со смертью, а обвинения в насилии без доказательств использовались, как установленный факт. Такое возможно по закону, но, как уже сообщал «МК», постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с подобной формулировкой не является реабилитирующим основанием для подозреваемого. Отказать в возбуждении уголовного дела следователь мог только с согласия родственников Михаила Хачатуряна.
Сестра покойного Наира обратилась с жалобой в суд, заявив, что у неё никто не брал никакого согласия, и она намерена доказывать невиновность брата. Тем временем, сведения о якобы систематических преступлениях Михаила Хачатуряна (насилие, в том числе сексуальное, и истязание) в отношении дочерей легли в основу обвинительного заключения по делу об убийстве и были представлены, как основной мотив расправы с «домашним тираном».
В таком виде дело дошло до суда, стороны даже несколько раз безуспешно пытались выбирать присяжных. Но оба дела, в том числе, в отношении младшей сестры, обвиняемой в убийстве отца, выделенном в отдельное производство, «завернули». Ведь, по сути, обвинения в адрес Михаила Хачатуряна со стороны его дочерей не были расследованы, и его вина в преступлениях не доказана.
Фемида признала действия старшего следователя по особо важным делам ГСУ СКР незаконными. По инициативе родни Михаила Хачатуряна в марте 2021 года было возбуждено посмертное уголовное дело. В конце марта родственников покойного ознакомили с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого. В документе приводятся «старые» диагнозы и обвинения, взятые из показаний сестёр Хачатурян. Не расписан ни один из семи эпизодов: в каждом абзаце приводятся стандартные формулировки о неустановленных времени и месте. Согласно постановлению, убитый дочерьми отец в настоящее время официально обвиняется в трёх эпизодах по статье УК РФ «Насильственные действия сексуального характера», трёх эпизодах по статье УК РФ «Понуждение к действиям сексуального характера», по статье «Истязание» и статье «Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов».
Как удалось выяснить «МК», в августе этого года Генеральная прокуратура в лице первого зама генпрокуратуры Анатолия Разинкина вернула посмертное уголовное дело против Михаила Хачатуряна обратно следователю. В соответствующем постановлении надзорное ведомство указывает на грубые нарушения. Так, обвинение носит неконкретизированный характер, не основано на доказательствах, не соответствует фактическим обстоятельствам. Разинкин обращает внимание на отсутствие установленных времени и мест совершения преступлений, ставит вопрос о подсудности (некоторые эпизоды якобы имели место в других странах - в Армении, Израиле), на неверную квалификацию действий обвиняемого, а в целом встаёт вопрос о том, имело ли место событие преступлений в принципе. Обо всем этом ранее и неоднократно писал «МК».
Кроме того, в прокуратуре отметили, что основу уголовного дела составляют материалы из дела об убийстве 2018 года, указав следователю на необоснованный затяжной характер расследования.
Как сообщил «МК» представитель родственников Михаила Хачатуряна адвокат Георгий Чугуашвили, на днях следователь предъявил обвинение в новой редакции.
Правда, по словам защитника, в материалах дела не прибавилось ничего, а уточнения по местам и времени совершения преступлений вновь вписаны со слов сестёр Хачатурян и следственным путём никак не проверены.