Повышенная ответственность за рулем
Чтобы сократить аварийность на дорогах, Дмитрий Давыдов предложил несколько направлений. Первое касается Правил дорожного движения, одним из предложений в рамках которого стала борьба с нетрезвыми водителями.
В каждом седьмом ДТП в 2020 году участвовал пьяный водитель. Проблему пьянства за рулем можно решить ужесточением наказания. В Японии доля смертей от нетрезвых водителей – 4,9% от всех ДТП, в 5–6 раз меньше российского показателя. В зависимости от уровня опьянения водитель может получить штраф до 1 000 000 йен (414 000 рублей) и срок лишения свободы до 5 лет с пожизненным изъятием прав. А еще в Японии наказуем допуск пьяного человека за руль.
Дмитрий Давыдов предложил увеличить штраф и срок лишения прав за вождение в состоянии алкогольного опьянения в России. Наказание предлагается усилить до 100 000 рублей, а срок лишения прав–до трех лет. Такое же наказание предлагается за передачу руля пьяному водителю. Если водитель оказался без прав, арест должен быть до 30 суток. Предлагается привлекать к ответственности и пассажиров, находящихся в авто с пьяным водителем.
Адвокат Ольга Власова отметила: «В мировой практике управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения – серьезное преступление, которое влечет за собой соответствующее серьезное наказание. Данная идея не просто имеет смысл, а должна найти отклик и послужить отправной точкой усиления наказания за пьяную езду. Люди должны понимать свою ответственность и, если не сам нетрезвый водитель, то хотя бы пассажиры его автомобиля, боясь последствий, должны отговорить его садиться за руль или продолжать движение. Поддерживаю инициативу!»
По работе с ПДД предлагается привлекать к ответственности пешеходов, нарушающих Правила, ввести ограничения для начинающих водителей, наказывать за опасное вождение, систематическое нарушение ПДД, езду без страховки ОСАГО и ограничивать использование гаджетов для участников движения.
Интеллект на страже безопасности
Еще один блок мер для безопасности на дорогах – внедрение цифровых технологий. Одно из предложений – использование искусственного интеллекта для выявления нетрезвых водителей. Анонимный опрос россиян в ноябре 2021 года показал, что 39% респондентов садились за руль в нетрезвом состоянии, 6% делают это систематично.
В США активно разрабатывается технология пассивного обнаружения алкоголя в автомобиле – DADSS. Метод мгновенно определяет опьянение при помощи анализа кожи или сканирования выдыхаемого водителем воздуха. Сенсоры устанавливаются в рулевое колесо, в водительскую дверь или в приборную панель. Власти приняли постановление об обязательной установке схемы на новые автомобили.
Дмитрий Давыдов предложил разработать в РФ встроенную в авто технологию обнаружения алкоголя без усилия со стороны водителя. Через 6 лет после принятия системы на законодательном уровне предлагается ввести запрет постановки на учет машин без алкодетектора нового поколения.
«Алкозамки – это технология, которая предназначена уменьшить количество случаев вождения в нетрезвом виде, а следовательно – количество смертей и увечий. В развитых странах это средство является одним из самых важных для тех, кто использует личный вид транспорта. Важность соблюдения правил безопасности дорожного движения должна быть в приоритете для каждого, кто пользуется транспортом! Поддерживаю идею с внедрением алкоблокираторов на автомобили, ведь они спасут множество человеческих жизней», – добавила Ольга Власова.
Скорость под контролем ИИ
Высокие технологии помогут в контроле скорости. Европейская комиссия, например, постановила оснащать автомобили ЕС интеллектуальной системой контроля за скоростью–ISA.
Смысл прост: видеокамера считывает дорожные знаки и базу ограничений скорости. ISA играет предупредительную роль, но может принудительно снижать мощность авто. Согласно регламенту, в машине должен быть установлен один из четырех методов предупреждения. Это каскадное звуковое предупреждение, каскадное вибрационное предупреждение, легкий обратный толчок педали ускорения, автоматическое плавное замедление.
По примеру Европы Дмитрий Давыдов предлагает внедрить систему в автомобили на территории РФ. За отсутствие или ее неисправность предлагается штраф. На обкатку проекта дается три-четыре года со дня выхода закона. После этого должен вступить в силу запрет регистрации авто без интеллектуального ассистента скорости.
Автор проекта убежден, мера увеличит показатели безопасности на дорогах. «Но самый главный эффект предлагаемых мер заключается в том, что количество смертей и травм на дорогах России существенно сократится», – считает Давыдов.
Также в блоке есть предложения автора проекта по работе с усталостью за рулем, по повышению безопасности грузовых автомобилей и контролю за движением машин задним ходом.
407 млрд рублей в бюджет
Перечисленные идеи сведут смертность на дорогах к уровню Швеции. Там в 2021 году погибло 192 человека при населении 10,4 млн. Пока в России показатель в 5,5 раза выше. Доходы бюджета от сокращения смертности предлагается рассчитать при соотношении бюджета к ВВП страны. В 2021 году показатель составил 19%. Расходы госбюджета: 24,8 трлн рублей, ВВП: 130,8 трлн рублей.
Если взять данные ВОЗ, согласно которым ущерб от ДТП экономике достигает до 3% от ВВП, а для России взять условный показатель в 2%, можно предположить, что в 2021 году аварии на дорогах нанесли ущерб экономике в 2,616 трлн рублей (19% или 497 млрд из которых–государству). Если расходы госбюджета составили 19% от ВВП, то вероятно, что экономические потери от ДТП могут рассчитываться в той же пропорции. По подсчетам автора проекта, совокупное воплощение идей по дорожной безопасности при сокращении ДТП в 5,5 раза принесет казне минимум 407 миллиардов рублей. Формула: 497 – 497/5,5 в год за счет снижения расходов. Для воплощения на практике предложения Дмитрия Давыдова требуют обширную поддержку и внимание со стороны властей.