Прежде всего, сенсационное заявление о якобы появлении в МГУ специальности «Военный журналист» не соответствует действительности. На факультете и раньше преподавался курс «Журналист в экстремальных ситуациях», разработанный в сотрудничестве с психологической службой МЧС. Сегодня университет дополнил этот курс. Вдобавок к традиционно изучаемым студентами особенностям работы журналиста в условиях катастроф, природных катаклизмов, общения с людьми, попавшими в кризисные ситуации, в курсе предполагается расширить изучение технологий журналистской деятельности в условиях вооруженного конфликта. Юридических и этических норм поведения военкора, принципов безопасного поведения журналиста в экстремальных условиях.
«Журналист – это такой человек-оркестр, специалист очень широкого профиля», – начала Елена Леонидовна. Тем паче, сегодня, когда журналистика переживает новый технологический и культурно-политический этап развития, «интересный, но сложный». Прежде всего, из-за цифровизации.
«Блогеры, инфлюенсеры, сами пользователи теперь тоже в какой-то мере становятся журналистами», – считает она. Однако главное отличие профессионала — это журналистская этика и социальная ответственность. Блогер может и не быть журналистом по образованию: он может быть политологом, деловым обозревателем, деятелем культуры… «А вот если у блогера нет вообще никакого образования, это беда. Безграмотные блогеры наносят вред, инфлэенсеров надо законодательно урегулировать». Но также Вартанова сказала, что на журфаке подумывают об открытии такого направления как блогерство. И учиться блогеру все равно нужно.
Впрочем, цифровые приметы времени в обучении журналистике уже есть в МГУ. Кроме классической журналистики, это веб-аналитика и мультимедиа. И даже есть курс по искусственному интеллекту. А еще программирование, навыки работы с биг-дата, мониторинг и аналитика аудитории. На «мультимедиа» с первого курса преподают высшую математику: статистику, логику. «Конечно, все в таком мягком, гуманитарном виде», – пояснила Вартанова. И все-таки, в университете считают, что журналисту цифровых СМИ нужно понимать, куда движется аудитория. Уметь правильно ставить задачи и говорить с айтишниками на одном языке.
В эпоху конкуренции с соцсетями, журналистика меняется. Но профессионал обязан быть хорошо информированным, создавать повестку дня, быть «экспертом первых 5 минут». «Средства доставки информации могут меняться», – говорит Вартанова. Но сущность профессии остается. «У журналистики много задач, в том числе и модерирование общественного диалога. Журналист должны помогать людям осознать свою гражданскую позицию».
Обсудили и то, насколько важно для журналиста соблюдать «правила игры», или можно иметь собственное мнение. Елена Вартанова напомнила, что есть два подхода: журналистика факта (новостная, американская модель) и журналистика мнений. Россия исторически придерживается второй. В частности, у нас как нигде в мире развит жанр публицистики, «личного взгляда и аналитики происходящего»: определенные телепрограммы, авторские колонки и др. С другой стороны, «большинство изданий у нас не являются партийными». Следует стремиться к объективности, комментарий не должен быть тенденциозным. «Когда одна точка зрения доминирует, это уже пропаганда».
Елена Леонидовна дала практический совет всем, кто не хочет попасться на фейки. Которые раньше звались «утками» или жареными фактами. «Фейки вызывают информационные ураганы, фейки обычно эмоционально окрашены негативно», – заметила эксперт. Чтобы разобраться в «информационном мусоре», нужно обращаться к достоверным источникам. «Выбрать «бренды», две-три газеты и две-три информационные программы и на них ориентироваться». Чтобы не стать «информационно зависимыми», надо опираться на проверенные источники.
На вопрос о разладе студентов, в политических спорах иногда оказывающихся по разные стороны баррикад, Вартанова назвала такой рецепт: «Доверие к вузу, уважение друг к другу, академическая среда». Мол, студенты горячие головы, стремление к правде неизменно, особенно на факультете журналистики. Но университет облагораживает, сложная программа «засаживает за книги». А уже книги преподносят пример того, что «ничто не ново под луной», такие споры вспыхивали и благополучно решались и раньше.
«Хорошо, что понятие воспитания, а не образовательной услуги вернулось в законодательство, – считает декан журфака МГУ. - Воспитание гражданина важная задача».