Многие специалисты – а тот законопроект обсуждался и в Общественной палате РФ на круглом столе – опасаются того, что очень скоро психологи будут не просто втиснуты государством в тесные рамки, но, возможно, им придётся докладывать об умонастроениях своих клиентов и даже открывать конфиденциальные сведения о последних по решению «органов дознания и следствия».
Как известно, психологи - это специалисты с высшим образованием, которые должны помогать гражданам справляться с внутренними проблемами и душевными терзаниями.
Понятно, что людям сейчас далеко не просто. Во всех смыслах.
И это нормально, когда наше внутреннее состояние зависит от внешних триггеров. Наоборот, гораздо большее сомнение возникает в душевном здоровье у тех, кто на фоне взрывающегося Везувия жарит у его подножия шашлыки.
Сегодня многие россияне, находясь в состоянии психологического раздрая, побежали к психологам. Спрос на услуги последних с лета 2022 года значительно возрос, особенно на дистанционное консультирование.
«А вот средняя сумма онлайн-покупки психологических услуг, наоборот, снизилась с 3384 рублей до 2110 рублей", - показало специализированное маркетинговое исследование. Такой демпинг средней стоимости сеанса говорит о том, что люди выбирают бюджетные варианты получения психологической помощи, не заботясь об их качестве и о том, кто конкретно ее предоставляет.
Понятно, что законопроект писали неглупые люди, и он давно назрел, потому что в данный момент психологом у нас может себя назвать чуть ли не любой, кто закончил курсы и повесил красивый сертификат на стену. Совершенно не обязательно при этом иметь профильное высшее образование. Что больше от таких «врачевателей» - пользы или вреда?
Да, проблема есть, власти деятельность психологов до сего дня фактически не регулировали, но сейчас, кажется, готовы удариться в противоположную крайность.
Академик РАО, доктор психологических наук и член Совета по правам человека при президенте РФ Сергей Кандыбович считает, что психологи просто обязаны работать в интересах государства: «В своей деятельности психологи действуют не только в интересах клиента, но и в интересах национальной безопасности Российской Федерации, деятельность психолога не должна быть нацелена на формирование или поощрение протестных настроений граждан, направленных против действующей власти, президента и правительства РФ.
Наоборот, в своей деятельности психолог должен стремиться к минимизации, купированию любых протестных настроений в обществе и у его отдельных членов ради обеспечения стабильного развития РФ».
Правозащитник уверен, что права заниматься профессиональной психологической деятельностью должны быть лишены психологи, замеченные «в антироссийских, антиправительственных действиях или высказываниях. Это должно быть одним из критериев аттестации».
«Да, это мое предложение. А как оно может быть реализовано, какая процедура и какой механизм необходимы для этого, должны думать сами законодатели», - подтвердил «МК» Сергей Кандыбович.
В проекте закона прямо прописывается, что, в случае чего, психологи обязаны предоставить полученную конфиденциальную информацию о клиенте «по запросу органов дознания и следствия», а также суда.
Конечно, психологи – не духовники, и тайна исповеди их не касается, но все-таки как все это стыкуется с профессиональной этикой?
Разве не должны они оказывать помощь в зависимости от проблем каждого конкретного человека и не по методичке: о чем можно говорить, о чем запрещено, а беседы на какие темы должны быть взяты на карандаш?
То есть приходят, к примеру, жены мобилизованных, которым, кстати, в некоторых регионах предложили оказывать бесплатную психологическую помощь, и жалуются, что у них сильная тревога, бессонница и разные грустные мысли в голове. А психолог в ответ: все это вам только кажется. «У вас теплеют руки и ноги, вы погружаетесь в приятную дремоту». А если клиентки продолжает настаивать, что они испытывают неприятные эмоции, то психолог сигнализирует, куда следует.
«Я думаю, что только ситуация угрозы жизни может являться единственной объективной причиной для нарушения конфиденциальности, - на условиях анонимности согласился прокомментировать один из практикующих специалистов. - Психолог должен быть приравнен к родственникам подозреваемого в праве не свидетельствовать против того, кто ему доверился, иначе полностью нарушается этический кодекс, и, по большому счету, на психологе как на профессионале можно ставить крест».
Обсуждение законопроекта, кстати, все ещё продолжается. «22 октября я лечу по этому поводу к его разработчикам в Санкт-Петербург, и уже будет понятно, куда двигаться дальше», - сообщила «МК» глава профильного комитета Госдумы Нина Останина.
Некоторые эксперты прогнозируют, что, если законопроект будет доработан в сторону большей смычки психологов и государства, то количество практикующих специалистов резко сократится, а вот психологические проблемы и потребности у российского общества останутся…