— Как вы оцениваете эмоциональный настрой в обществе после парламентских слушаний по законопроекту о запрете пропаганды ЛГБТ?
— Настрой положительный. Подавляющее большинство в нашем обществе поддерживает законопроект. Более того, люди настаивают на том, чтобы пропаганда ЛГБТ была запрещена. Конечно, раздаются отдельные голоса против, но они в абсолютном меньшинстве.
— После слушаний в Госдуме законопроект остается в первоначальном виде? Нет ли желания что-то в нем подкорректировать?
— Сегодня нами разработан пакет поправок из двух частей. Первая — поправки в КоАП. Вторая — в пять отраслевых законов.
Идея законопроекта в том, чтобы напрямую запретить пропаганду ЛГБТ, а изменения в административный кодекс призваны установить ответственность за нарушение запрета. Планируется скорректировать формулировки, убрать привязку к возрасту, чтобы под запретом была любая пропаганда, а не только направленная в отношении несовершеннолетних. Поправки в отраслевые законы призваны запретить пропаганду нетрадиционных отношений во всех сферах: офлайн и онлайн. Имеются в виду и соцсети, и СМИ, и онлайн-кинотеатры.
— Что следует понимать под пропагандой ЛГБТ?
— Речь идет о запрете на распространение информации, направленной на формирование нетрадиционных сексуальных установок и предпочтений, подчеркивание привлекательности ЛГБТ-отношений. Что касается несовершеннолетних, то под запретом должна быть информация, демонстрирующая и формирующая установку на желание сменить пол. Но здесь важно понимать, что демонстрация не всегда является пропагандой.
— Кто будет решать, является ли, например, кинофильм или книга пропагандой ЛГБТ или нет?
— В каждом конкретном случае будут смотреть эксперты. Это вопрос Роскомнадзора как регулятора.
— Когда планируется внесение законопроекта в Госдуму?
— Максимально быстро. Рассчитываем, что он появится в базе Госдумы уже на этой неделе. Возможно, ко второму чтению в законопроект будут еще добавляться дополнения.
— Как запрет будет работать на практике? Например, в отношении кинофильмов?
— По новым фильмам решение будет приниматься на стадии выдачи прокатного удостоверения. Минкультуры просто не выдаст его.
— А если произведение старое? Мне на ум приходят фильм «Горбатая гора» и «Лолита» Набокова. Все это может исчезнуть из онлайн-кинотеатров и книжных магазинов?
— Если эксперты обнаружат в контенте признаки пропаганды ЛГБТ, то аудиовизуальные сервисы должны будут удалить его из доступа. Сложно сказать конкретно о фильме «Горбатая гора». Но вот таких свежих книг, как, например, «Лето в пионерском галстуке», у нас не должно быть. Думаю, в плане старых фильмов и литературных произведений если запрет и будет работать, то это будут единичные случаи, которые можно пересчитать, как говорится, по пальцам одной беспалой руки.