Оксана ехала в Крым из Донецка через Ростов на автобусе. 11 октября в 3 часа ночи добралась до порта Кавказ. На полуостров попали только через 8 часов.
– Когда мы доехали до моста, пассажиров попросили выйти из автобуса и ждать паром на улице. Оказалось, что общественный транспорт по мосту не ходит, на паром автобусы не пускают, – рассказывает Оксана. – Нас выгрузили. У всех проверили документы и сумки. Сказали ждать парома в помещении около порта.
В здании, где мы оказались, было довольно прохладно. Сидячих мест на всех не хватило. Люди стояли, сидели на своих сумках, кто как расположился. С трёх ночи до восьми утра к нам не подошел ни один сотрудник порта. Мы не понимали, что делать, когда нас отправят. Просто сидели.
Потом пришёл паром «Лаврентий». Мы схватили вещи и побежали туда. Забрались на паром. Лавок там не оказалось. Протиснулись среди фур. Было очень неудобно.
В таком положении простояли час, но уплыть не получилось. Сотрудники порта заметили нас и велели освободить паром. Они кричали: «Зачем вы сюда залезли?». Обругали нас по полной программе. В свою очередь мы тоже подняли скандал - говорили, что устали, замёрзли, хотим есть.
С нами находились старики и дети. Одной женщине стало плохо. Хорошо, у кого-то нашелся аппарат для измерения давления. Женщине оказали медицинскую помощь, дали лекарство. Если бы с ней случилось что-то серьезное, ума не приложу, где бы мы искали врачей?
Мы снова сели ждать паром. К девяти утра нам все-таки выделили старый, ржавый паром, куда не влезли все пассажиры из нашего автобуса. Часов в 10 мы наконец отплыли. На том пароме были мягкие лавки и даже столы. Меня от усталости быстро укачало. Плыли минут 30.
Когда добрались до Керчи, там оказалась такая же ситуация. Толпы несчастных пассажиров ждали паром.
– Почему так долго не давали паром?
– Наверное, потому что их не хватает. Когда мы только приехали, на причале стоял один паром, да и то сломанный. Потом прибыл грузовой, куда людей не пускали. В первую очередь не него грузили фуры и военные машины. Хотя мы видели, что один автобус с людьми все-таки заехал. Понятия не имеем, кто находился в том блатном автобусе, но простой народ вынужден был мучиться.
Через два часа снова пришел грузовой паром. К тому времени приехали другие автобусы с пассажирами. Людей становилось все больше. Вот тогда мы подняли шум, почему нет обычного, пассажирского парома. Просились разместить нас в грузовой, говорили, постоим между фур. Нам не разрешили.
– Еду и воду волонтеры разносили?
– Нам никто не помогал. Поблизости не было ни магазина, ни кафе. В помещении, где мы сидели, стоял кулер, в котором было немного воды. Само здание не отапливалось. На улице моросил дождь, поднялся сильный ветер. Хорошо, что уличный туалет имелся.
– Выходит туристы, которые приедут в Крым на автобусе, должны готовиться к испытаниям?
– Если повезёт и путешествие организует нормальная компания, может, их погрузят на паром в автобусе. Но я бы не питала надежда, а готовилась к худшему.
Водитель фуры Александр поделился своими впечатлениями от пробки перед Крымским мостом: «В первую очередь на паром пропускают военный транспорт. Потом рефрижераторы, которые везут продукты, потому что они могут испортиться. Затем все остальные. Очередь не соблюдается, кто за кем стоит – не разберешь. Приезжаешь, записываешься в штабе, но нет гарантии, что попадешь на паром, когда подойдет твоя очередь.
Водителям грузовиков предлагают поехать в Крым через Мариуполь. Желающих немного. На нашей стоянке находилась «Газель», которая стояла с 8 октября. Я проторчал трое суток. Плюнул - и уехал».
Подрыв Крымского моста организовала военная разведка Украины. СК РФ установил всех, кто готовил террористический акт.