В списке на «отчисление» антибиотики, противогрибковые, препараты для лечения желудочно-кишечных расстройств, гастрорефлюксной болезни, заболеваний крови, противоопухолевые средства и пр. Основная причина — перечисленные лекарственные формы уже долгое время отсутствуют в обороте. Некоторых из них нет на рынке с 2019 года. Например, капсул бетагистина, раствора для инъекций фуросемида или драже ретинола.
Напомним, что в ЖНВЛП входят препараты, которые обязательно должны быть в любой аптеке и любом стационаре страны. Кроме того, на все позиции, представленные в ЖНВЛП, государство регулирует цены. Тем не менее до сих пор ни один закон не накладывает на производителей обязательств выпускать перечисленные в перечне препараты у нас в стране, и уж тем более поставлять их нам из-за рубежа. И если в какой-то день кто-то решит свернуть их производство или отменить поставку, никакой ответственности за это не предусмотрено.
Зато, что самое забавное, предусмотрена ответственность за их отсутствие в розничной аптечной торговле. До такой степени, что, если проверка выявит, что в какой-то аптеке нет лекарства, которое сто лет как не производится, но все еще есть в перечне, ее ждет для начала большой штраф, а потом и лишение лицензии.
И такие примеры есть. Например, уже несколько месяцев в РФ вообще нет препарата, известного народу как бисептол (точнее, всех лекарств с действующим веществом ко-тримоксазол или сульфаметоксазол+триметоприм). Когда-то польский бисептол был очень популярным антибиотиком, который любили назначать врачи при желудочных инфекциях, цистите, простатите, сальмонеллезе. Однако из-за рубежа его к нам не поставляют давно (да что уж там, иностранные производители, которые производят его в таблетках, у нас не зарегистрированы вообще), а все российские аналоги в виде таблеток также прекратили выпускать — их сегодня нет ни на одном складе. Это не мешает лекарству до сих пор входить в минимальный лекарственный ассортимент. Однако Росздравнадзор в рамках профилактических визитов и внеплановых проверок выносит аптекам предостережение из-за отсутствия данного лекарственного средства.
Такая же история была и с ранитидином, за отсутствие которого в продаже нещадно штрафовали на протяжении почти двух лет. Его исключение из списка было одобрено в 2021 году, но лишь на днях решение утверждено правительством: в стране отменена регистрация всех лекарств, содержащих ранитидин. С ним вышла примечательная история: в сентябре 2019 года в фармацевтических субстанциях ранитидина производства ряда индийских компаний были обнаружены потенциально опасные примеси N-нитрозодиметиламина, поэтому хождение препарата на рынке было приостановлено в Европе и России, а отечественные компании отозвали с рынка более двухсот серий препаратов. Но! Удаление ранитидина из минимального перечня аптек произошло лишь спустя почти два года с момента прекращения его производства. За это время кучу аптек успели оштрафовать за отсутствие препарата в продаже. Как рассказывает директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова, история с ранитидином, который стал самым штрафоопасным препаратом 2021 года, сейчас повторяется: «Следуя букве закона, формально в действиях аптеки были нарушения обязательных лицензионных требований. Но фактические же обстоятельства говорят об отсутствии другого элемента состава правонарушения — вины, так как при отсутствии у поставщиков необходимых лекарственных средств аптека не имеет возможности самостоятельно произвести или иным образом ввезти и обеспечить наличие в гражданском обороте в РФ лекарственные средства. С учетом нынешних реалий любая позиция из минимального ассортимента может попасть в локальную или стойкую дефектуру».
А реалии, увы, таковы, что многие препараты, наличие которых должно обеспечиваться и в аптеках, и в стационарах, уже давно ушли с нашего рынка по тем или иным причинам, а с февраля отток только усилился. Официально с февраля 2022 года с нашего рынка ушли лишь два импортных препарата: сиалис (средство для лечения эректильной дисфункции, не то чтобы жизненно необходимое, к тому же имеющее много аналогов) и ботулотоксины (мало кто знает, что это не только «уколы красоты», но и лекарственный препарат для лечения многих неврологических нарушений, а также гипергидроза).
Но де-факто мы недосчитываемся уже много чего. Днем с огнем не найти никотинола ксантината (препарат для улучшения работы мелких сосудов). Почти нигде нет алпростадила — средства не только для лечения потенции, но и для ее диагностики, причем нет ни оригинального препарата, ни аналогов. И врачи говорят, что заменить его нечем. Кроме того, серьезные проблемы с антидепрессантами (спрос на них растет лавинообразными темпами), некоторыми средствами от давления, антибиотиками.
И хотя в кандидатах на «отчисление» много старья, есть и новые, востребованные лекарства — например, факторы свертываемости, используемые при лечении гемофилии. Возможно, им найдут замену. Пока же остается банальный, но универсальный совет: не болейте! Иначе единственное, что нам останется, это народная медицина.