— Киев 10 октября почти весь день был под обстрелами, а 11 октября ракетные прилеты пока только в Киевской области, — говорит киевлянин Илья, у кого ранее был бизнес как в России, так и на Украине. — В Киеве были разбиты 10 октября три ТЭЦ. Самая крупная из них находится на левом берегу, насколько она повреждена — пока не сказали, потому что ее очень долго не могли потушить. Один из прилетов случился в двух километрах от магазина моей девушки в центре Киева, стекла, на удивление, все остались целы. В то время как совсем недалеко пострадало здание бизнес-центра «101 Tower», где находится офис по продаже электроэнергии Европе. (Там же находится департамент силовых ведомств Украины. — Авт.) Цель обстрелов понятна. Видимо, хотят, чтобы Украина переключилась на внутренние проблемы. В то же время такой реакции, какая была 24 февраля, уже не было. Мы многое прошли за эти месяцы.
— В Киеве есть перебои с бензином?
— Люди многому у нас научились. Помня февраль 2022-го, какой тогда был дефицит бензина, все потом закупились, сделали запас. После ракетных прилетов еще было столпотворение на заправках, а, например, 11 октября я заправил полный бак без всякой очереди. Цены на бензин постоянно ползут вверх. Сейчас он стоит 53 гривны за литр (1,44 доллара, 89,7 рубля). Что характерно, бензин стали нещадно разбавлять, хотя с этим и пытаются бороться.
— Многие попытались покинуть Киев после обстрелов?
— Самые нервные и беспокойные, конечно, снялись с мест. По дорогам потянулась вереница машин. Но среди них не было беженцев из первой волны, которые в спешном порядке покинули Киев в феврале. Те, кто тогда нахлебался по полной, простоял на границе в пробках по двое-трое суток, спустил все накопления, потом возвращался через блокпосты, истрепав все нервы, и теперь не помышляют об отъезде. Они уже «набили шишки» на чужбине. Теперь другие решили испытать судьбу. Но массовым нынешний исход, конечно, не назовешь.
— То есть улицы не опустели?
— На дорогах — куча машин, есть даже небольшие пробки. Люди едут на свой страх и риск. К смерти у нас стали относиться по-другому, она теперь все время рядом. Люди привыкли к военным действиям. Как бывает рекламная слепота, когда потребители не воспринимают, не обращают внимания на рекламу, так у нас теперь — насильственная слепота.
Илья говорит, что в Киеве все сейчас руками и ногами держатся за работу.
— О безопасности люди думали первые полгода. А когда закончились деньги, безопасность отошла на второй план. Рабочие места постоянно сокращаются, все сейчас очень боятся потерять работу. Все пашут, есть угроза обстрела или нет — идут на работу. На место того, кто решит спрятаться, захочет отдохнуть, — придут пятеро.
Школьники, как говорит Илья, до пятницы будут находиться на дистанционном обучении.
— Как обстоят дела с электричеством?
— Мэрия опубликовала график веерного отключения электричества по районам. Но он, судя по разговорам с коллегами и знакомыми, не соблюдается. В отдельных районах свет как пропал, так больше и не появился. Власти выпустили обращение, просили в пиковое время, с 17 до 21 часа, по возможности сократить потребление электроэнергии. Связывался с другом, который живет во Львове, у них вообще в городе полная темнота и сотовая связь совсем слабая.
— Продукты остались в магазинах?
— После ракетных прилетов многие кинулись в магазины. Это первая, естественная реакция. Особенно это касается людей старшего возраста, которые забивали сумки на колесах пакетами с сахаром и крупой. Из небольших магазинчиков, которые находятся в спальных районах, вымели, конечно, все. Опустели изрядно и сетевые магазины, но уже на следующий день все полки снова были завалены всем необходимым. Волна паники быстро спала. В Киев привезли огромное количество гуманитарной помощи. Перебоев с продуктами быть не должно. Цены, конечно, растут. Но все равно у нас сходить покушать не так дорого, как в России. У вас, чтобы пообедать где-нибудь в кафе плюс попить кофе, нужно выложить около 500 рублей. Это — 300 гривен. У нас на эти деньги можно покушать в ресторане.
Илья говорит, что с 2014 года жителям Украины хорошо промыли мозги. Жители Киева, например, могут спонтанно собраться на улице большой группой и петь гимн Украины. Неудивительно, что при такой обработке люди многое готовы и сейчас терпеть.