«Русских отправлять в концлагеря»: что творили финны на оккупированных территориях

Страна тысячи жертв

Президент РФ в своих публичных выступлениях неоднократно касался темы геноцида и зверств нацистов, стремившихся уничтожать русский, советский народ. Владимир Путин заявил: Россия никогда не забудет о том, что творили эти изверги, будет помнить о погибших, замученных ими наших соотечественниках. В полной мере оценить запредельную степень жестокости нелюдей, творивших такое беззаконие, помогают рассекреченные документы.

Страна тысячи жертв

Эта тема, эта незаживающая рана, напомнила о себе в связи с очередным международным форумом, проходившим в рамках проекта «Без срока давности». По словам выступившего перед его участниками В.В.Путина, восстановление исторической, нравственной, человеческой справедливости имеет огромную важность «для раскрытия неизвестных событий Великой Отечественной войны, увековечения имен бойцов Красной армии, для расследований преступлений нацистов на оккупированных территориях Советского Союза».

Конечно, в первую очередь при обращении к теме геноцида на захваченных неприятелем землях СССР в годы Второй мировой речь заходит о зверствах немецко-фашистских оккупантов. Однако у этих «строителей Великой Германии» были весьма усердные помощники, которые порой даже превосходили степенью бесчеловечности своих хозяев.

В числе таких «талантливых» мастеров наказаний по национальному признаку оказались солдаты и офицеры армии Финляндии, бывшей в 1941–1944 гг. союзницей Третьего рейха и активно выступавшей против СССР.

Понятно, что масштабы финской военной агрессии были несоизмеримо меньшими по сравнению с действиями Германии. Однако маленькая Страна тысячи озер и в этих условиях сумела отличиться. Ее «доблестные» воины столь жестоко относились к взятым в плен красноармейцам, устраивали в захваченных районах Карелии такой ад для мирного населения, что даже превзошли гитлеровских «заплечных дел мастеров».

«Мы расстреляли всех»

Вот лишь несколько примеров, которые можно найти в документах и свидетельствах.

«25 ноября 1941 года на 48-м километре на Кестеньгском направлении при отступлении противника нами был обнаружен труп красноармейца, облитый какой-то жидкостью, разъевшей всю кожу и одежду красноармейца. Лицо бойца превращено в сплошную массу мяса». (Из акта, составленного 29 ноября 1941 г.)

«29 февраля 1943 года мальчик и девочка из моей семьи пошли в школу, финский душегуб выстрелом из винтовки из окна дома убил их насмерть. Этот фашистский выродок на посту не находился, а блаженствовал в доме, в квартире, и упражнялся в меткости стрельбы». (Показания жителя рабочего района в Петрозаводске.)

«Я слышал от солдата Маркуса Койвунена такой случай. Один взвод глубокой разведки бронедивизии Лагуса поймал весной 1943 г. где-то в Карелии красноармейца. Финские разведчики скальпировали красноармейца, повесили скальп на сук, а затем убили пленного. Из этого вы можете заключить, как у нас относятся к русским военнопленным». (Фрагмент показаний пленного капрала 15-й финской пехотной дивизии Кауко Хаикисуо, 6 июля 1944 г.)

«…В отличие от финнов, карел и вепсов каждому русскому человеку приказано носить на левом рукаве красную повязку. Ему же и людям других национальностей — татарам, грузинам и другим — выдается вдвое меньше продовольствия…» (Из материалов комиссии по расследованию злодеяний белофиннов на временно оккупированной территории СССР.)

«Комендант лагеря сажал детей… 10–12 лет… в круг, привязывал к палке змею, этой змеей тыкал им в лицо. Если ребенок хоть немного шелохнется, то за это ему этой змеей тыкал десять раз». (Из сведений о созданном финнами в поселке Ильинское концентрационном лагере №8.)

«При всех обстоятельствах, как только позволяет обстановка, надо снимать с убитых солдат противника все обмундирование и снаряжение. В случае надобности к этой работе можно привлекать военнопленных. Основание: телеграфное распоряжение штаба Карельской армии». (Из секретной инструкции №511 штаба 7-й финской пехотной дивизии.)

«Мы, нижеподписавшиеся, подтверждаем, что в бою 13 ноября 1941 года был тяжело ранен красноармеец Сатаев. Эвакуировать его в тыл не успели. Озверевшие финские фашисты изуродовали раненного красноармейца. При личном осмотре трупа Сатаева мы обнаружили, что у него были выколоты глаза, отрезаны губы, вырван язык, грудь изрезана ножами». (Из акта, составленного 20 ноября 1941 г.)

«Разведывательно-диверсионный отряд, участником которого я являюсь, поджег деревню Койкари… Женщины бежали нам навстречу и просили их не расстреливать. Мы изнасиловали некоторых из этих женщин, потом расстреляли всех. Никого не оставили. У меня в памяти осталась красивая девочка, которую мы с товарищами изнасиловали, а после расстреляли». (Из протокола допроса солдата 101-го финского пехотного полка Аариэ Энсио Мойланена.)

«Командир 3 взвода егерской роты лейтенант Тиитинен отрезал голову красноармейцу и принес ее с собой в деревню Йоухивара. Передав отрезанную им голову повару, лейтенант приказал отварить ее с тем, чтобы он, Тиитинен, мог из черепа сделать абажур для лампы себе в комнату». (Фрагмент протокола допроса финского перебежчика, солдата егерской роты 1-й пехотной дивизии, 1944 г.)

«16 марта 1943 г. банда финнов, отступающая под ударами Красной армии, зверски замучила работницу Вдовицыну Августину Павловну. Финны нанесли ей сквозные ножевые раны в левую грудь и грудную клетку. Голова была прострелена автоматной очередью. Нанесены еще четыре пулевые раны в другие части тела. Финские изверги дошли до такого изуверства, что произвели выстрел в половой орган. Поиздевавшись над советской девушкой, финны бросили ее труп у машины и скрылись». (Из акта, составленного 19 марта 1943 г.)

«…В карцер заключают даже детей в возрасте 7–8 лет за то, что они просят в городе хлеба или картошки…

…Бежавший в мае сего года из концлагеря Егоров Егор Петрович рассказал: «В лагере введена палочная дисциплина. За малейшее нарушение лагерников избивают… резиновыми плетками… В начале апреля мальчика 8 лет избили за то, что он пытался пройти незаметно в город и там просить у солдат хлеба или каши, его заключили в карцер. За нарушения в концлагере №2 избито около 80% лагерников. Также многие побывали в карцере…» (Из материалов комиссии по расследованию злодеяний белофиннов на временно оккупированной территории СССР.)

Русофобия как фундамент

— Откуда столь запредельная жестокость по отношению к русским? Чем они так обидели финнов? — адресую свой вопрос эксперту Российского военно-исторического общества Никите Буранову.

— После получения Финляндией независимости в начале 1918 года межнациональных, межконфессиональных противоречий между нею и Россией не существовало. Но следует признать, что выступления революционной Красной гвардии на финских землях были подавлены тамошними новыми властями едва ли не наиболее жестоко по сравнению со всеми другими территориями бывшей Российской империи.

В дальнейшем белофинны стали одними из самых ярых противников «большого соседа». Благодаря радикально настроенной части общества в стране Суоми активно развивалась русофобия. Значительные заслуги по ее насаждению принадлежат группе энергичных политиков и военных, в первую очередь бывшему царскому генералу, а теперь кумиру финской нации Карлу Маннергейму.

Можно провести параллель между довоенной Финляндией и современной Украиной. В обоих случаях мы имеем дело с молодым государством, которое, ощущая отсутствие прочного фундамента, занимается национальным строительством, ищет свою собственную историю.

Ведь до 1918 года финны вообще никогда не были самостоятельными. Они долгое время являлись подданными шведского короля, а позднее оказались «под рукой» русского царя… Теперь этим людям, которых советское руководство во главе с Лениным отпустило в свободное плавание, пришлось строить свою идентичность фактически с нуля. А на чем ее проще всего построить? Конечно, на национализме, на крайних националистических взглядах. И подогревать их, даже раскалять должна была русофобия, активно насаждаемая в финском обществе. Очень схожую ситуацию мы видим теперь на незалежной Украине.

— С конца 1930-х до середины 1940-х длился период особенно жесткого противостояния Финляндии и Советского Союза. Наши страны успели за это время дважды повоевать друг с другом. В некоторых источниках, особенно западных, утверждается, что оба раза страна Суоми вынуждена была вступать в войну против СССР, защищая свою независимость, на которую «восточный сосед» якобы покушался…

— Причины советско-финской войны это на самом деле куда более сложный узел проблем. Что касается Великой Отечественной, можно сказать, что финны были противниками СССР, которые выступили на стороне нацистской Германии не спонтанно, а подготовившись к этому, предоставив свою территорию нашему главному неприятелю.

Следует подчеркнуть: решение действовать именно так было принято не только ради возвращения территорий, которые были потеряны по итогам предыдущей войны с Советским Союзом в 1939-1940 гг. Тогдашнее руководство Страны тысячи озер было одержимо совершенно безумной идеей создания Великой Финляндии, в которую предполагалось включить огромные территории, захваченные у СССР, вплоть до Ямало-Ненецкого округа. Зачем финнам понадобились эти северные земли, непонятно, однако факт остается фактом.

Невозможно вычеркнуть, как-то «заретушировать» то, что творили вояки из страны Суоми в те годы. Одна блокада Ленинграда, которую немцам помогали устроить их союзники финны, чего стоит! Десятки тысяч погибших ленинградцев на совести солдат, вдохновляемых маршалом Маннергеймом. Недаром же эти события были осуждены потом на заседаниях Нюрнбергского трибунала.

Цитаты из материалов, опубликованных финскими газетами в 1942-1943 гг.:

«…Бомбардировка Ленинграда — величественное зрелище. Нет сомнения, что тысячи и тысячи, особенно из числа гражданского населения, погибнут в этой игре…» (Газета «Илкка»)

«…Снова бьет наша артиллерия. Пять батарей одновременно начинают посылать снаряды ленинградцам…» («Ууси Суоми»)

«…Ленинград попадет в наши руки в виде руин. Его жители погибнут от голода…» («Суомен Саномат»)

— Но белофинны ведь продолжали воевать и на оккупированных уже ими территориях с захваченными в плен красноармейцами, с мирным советским населением…

— Есть факты, хотя и малоизвестные, жестокого обращения финнов с военнопленными, которое ничем не уступало действиям гитлеровцев.

С подачи маршала Маннергейма и других руководителей северной страны были устроены десятки лагерей для плененных бойцов и командиров Красной армии. Плюс к тому на захваченных советских территориях финские власти проводили сегрегационную политику, которую можно сравнить, например, с печально известным режимом апартеида на юге Африки.

Вот фрагмент из секретного приказа №132, подписанного Маннергеймом 8 июля 1941 года: «…Взяв в плен советских военнослужащих, сразу же отделять командный состав от рядовых, а также карел от русских... Русское население задерживать и отправлять в концлагеря. Русскоговорящие лица финского и карельского происхождения, желающие присоединиться к карельскому населению, к русским не причисляются…»

Все население делилось на категории. Граждане 1-го сорта — финны. 2-я группа — «родственные» им национальности. 3-й сорт — лояльные финнам русские, а 4-й — это те «рюсся», которые не хотят подстраиваться под правила и нормы, диктуемые новыми хозяевами.

Представители «низкосортных» категорий получили ощутимое поражение в правах. Например, за одну и ту же работу уборщица-финка получала 10 марок, а русская — 3–6 марок.

Я уж не говорю о существовании системы лагерей для временно перемещенных лиц. За столь сухой, нарочито нейтральной формулировкой кроются массовое изгнание русских людей из их домов и передача этих жилищ этническим финнам, принудительная работа в тяжелых условиях, запреты на свободное перемещение…

— Складывается ощущение, что за все свои «художества» белофинны так и не получили потом достойного воздаяния. Особенно хорошо это видно на примере представителей высшего руководства страны Суоми. Тот же пресловутый Карл Маннергейм, избранный президентом, даже после поражения Финляндии в войне с СССР не был официально признан военным преступником и благополучно прожил на пенсии вплоть до самой смерти.

— Надо отдать должное этому человеку и его соратникам во власти. Под конец Второй мировой, почуяв, что дело пахнет жареным, «хозяева» Финляндии успели «заскочить в последний вагон уходящего поезда» и быстро заключили мирное соглашение с Советским Союзом, уже явно побеждающим германский нацизм. А после этого, развернувшись на 180 градусов, «кинули» вчерашних союзников, немцев, и даже начали Лапландскую войну, вытесняя гитлеровцев из занятых ими северных районов в Норвегию.

Конечно, большущий памятник должен был бы стоять в стране Суоми товарищу Сталину, который решил Финляндию не добивать и тамошнего великого вождя маршала Маннергейма не трогать. Потому что Иосифу Виссарионовичу нужно было на северо-западной границе Советского Союза нейтральное государство. Только благодаря такой воле Сталина, под нажимом СССР, этот одиозный военный, политический деятель и его подручные не оказались на скамье подсудимых трибунала в Нюрнберге.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28888 от 12 октября 2022

Заголовок в газете: Страна тысячи жертв

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру