Для ясности следует напомнить, что не все пограничные переходы имеют возможность пропускать пешеходов. Некоторые строго заточены под проезд на колесах. На этих переходах в наиболее острый период произошло столкновение интересов спонтанных путешественников и водителей-дальнобойщиков. Последние, и без того вечно спешащие и мало терпеливые, крайне отрицательно отнеслись к тому, что их обгоняют по встречке. Ведь в итоге таких гонок на значительном расстоянии до пункта пропуска образовались страшные пробки. Дальнобойщики решили проблему просто: перегородили дорогу фурами. Те машины, которые пытались идти по встречной полосе с включенными аварийными сигналами просто выжимали на обочину. Чем ближе к границе, тем активнее происходил процесс. Дошло до того, что в порыве борьбы за место под огнями пропускного пункта несколько легковушек перевернули на бок. Но как еще объяснить разгулявшимся туристам, кто в поле хозяин?!
- Очень много было наглых водителей, которые пытались по встречке пройти поближе к границе, или пытались использовать для этого полосу, которую занимают автобусы, – рассказывает нам человек, переходивший границу в пункте Троицком на автомобиле, – но сотрудники ДСП тоже оказались принципиальными. Они тормозили таких и разворачивали в конец очереди. Некоторых, правда, пропускали, но по какому принципу – не понятно: возможно, в машинах были дети, а, может быть, и давали зеленый коридор местным таксистам, которые делали бизнес на этом процессе.
Еще один небольшой стартап был удачно воплощен в жизнь в очереди с российской стороны– оформление страховок на машины для Казахстана. На границе это стоило порядка 1500-2000 на 15 дней, после прохождения границы цена возрастала процентов на тридцать, а в самих казахских городах примерно на тот же процент снижалась.
Россияне посчитали, что эти цены адекватные и торопились решить проблему.
И еще на одну тонкость обратила внимание наша собеседница:
- По Казахстану на автомобиле следует ехать строго с той скоростью, которая указана на разрешительном знаке. 60 – значит, 60, 80 – значит, 80. В Казахстане нет правила +20, а штрафы за превышение скорости просто огромные.
Другие наши собеседники переходили границу в Орске.
– Очень долго стояли в очереди, пропускали то один автомобиль, то одну фуру, то пеших человек по 10-15. После российской границы надо было 3,8 километров идти по нейтральной зоне до границы Казахстана. И вы знаете... Никто из соотечественников не предложил подвезти... Хотя до этого кто-то сам охотно пользовался взаимовыручкой: кому-то не хватило бензина, другие одалживались водой... А такси на нейтральной территории не было...
Особенно сильно пострадали туристы-водители, которые пытались пройти границу в Озинках. «Простоял полтора дня, – вспоминает один из наших собеседников, – из них 9 часов без движения. Очереди продавали по 40 тысяч рублей, а право «ехать до шлагбаума» доходило до 100 тысяч. Было забито все пространство окрест: все четыре полосы движения и все окрестные поля. При этом по дороге шли еще и встречные машины! В итоге сил у нас не хватило, мы с горем пополам вырулили из этой безумной толкучки из автомобилей, и поехали на Маштаково. Пришлось тащиться через поля, и это при том, что дождь шел уже третий день... Приехали такие грязные, что страшно вспомнить... Новая очередь – это были новые двое суток. Последние три километра отняли из нашей жизни целый день.
Было бы смешно, если бы не было так грустно, но наиболее пострадали в этом своеобразном туристическом ралли дорогие машины.
– Дорога была очень плохая, – рассказывали нам очевидцы, – и дорогие «низкие» машины оказались наиболее уязвимы. Там, где Газели и Нивы пусть с проблемами, но проходили, иномарки застревали в полях. В итоге некоторые хозяева бросили свои авто и шли пешком, что позволяло выиграть порой больше суток ожидания. Все же свято верили в слух, что границы, якобы, закроют 27 августа. Когда эта информация оказалось фейком, многие автовладельцы буквально рыдали. Ведь их автомобили, которые позже за отдельные деньги – 10-15 тысяч – пригоняли жители Казахстана, прибыли совсем не в лучшем состоянии. Их порядком общипали, а у некоторые даже оказались вскрытыми салоны. Были и машины с поврежденными колесами. Мародеры ведь есть везде, а в данных условиях у россиян нет даже возможности подать заявление в полицию. Какие-то авто пришлось перегонять уже на эвакуаторе – цена этой услуги начиналась от 20 тысяч и уходила ввысь. Местные жители, кстати, не возражают против того, чтобы купить у россиян их не вынесшее туристической поездки авто. Если, конечно, продадут с дисконтом. Такими объявлениями изобилуют чаты, созданные для туристов.
А плацдарм возле некоторых пунктов, где был запрет на пеший проход, после окончания вояжа был просто утыкан более простенькой техникой – велосипедами, самокатами.
Кстати, некоторые, особо сообразительные, и, по всей видимости, особо цивилизованные граждане пытались использовать для передвижения моноколесо... До бездорожья оно резво везло своего хозяина, который мчался – счастливый и довольный – обгоняя машины в пробке, но потом – по бугристым приграничных полям – уже хозяин тащил его на своем горбу в дополнении к вещам, плащ-палатке, запасу продуктов и воды.
Так что у некоторых наших соотечественников вояж получился, что называется, «все включено»: и все проблемы, и все злоключения.