- С шенгеном других стран не пускают, свой не дают, упрощенную схему для жителей приграничных районов прикрыли, - делится жительница Выборга, до недавнего времени регулярно выезжавшая на финскую сторону за покупками. – Нашу компанию финские погранцы в лицо узнают. И знают, что мы только на выходные на шопинг, что живем рядом с границей и всегда возвращаемся домой. Но сейчас никого не пускают, даже нас.
Между собой приграничные челноки надеются, что такой «жесткач» лишь в первые дни полного запрета, а дальше станет полегче.
- К родственникам-то всегда пускали или к врачу на ту сторону, - делятся бывалые сухопутные путешественники на финскую сторону. – Но в пятницу не пустили. Причем женщину, которую очень хорошо знают, она давно к косметологу на финскую сторону ходит. Так и сказали: обожди, не подводи нас, перенеси запись, позже пойдешь. А как она «позже пойдет», ей новый-то шенген теперь не дадут.
- А правда, что финны собрались стену вдоль границы с нами возводить по типу берлинской, с «колючкой» под напряжением?
- Говорят, что да, будут. Чтобы в неохраняемых зонах наши не пролезали. А то у нас уже местные сусанины завелись, обещают болотами провести через кордон.
- Правда могут?!
- Ну кто ж их знает! Раньше же такое мы и представить себе не могли, что нас вообще пускать не будут.
Тем временем другой находчивый житель северо-западного региона РФ поделился с Рунетом опытом проникновения в Норвегию из Мурманской области: всего путь «за кордон» занял у него 10 часов.
- Это единственный погранпереход к норвежцам от нас, - поясняют мурманчане. – Остальные только с другой стороны – из Эстонии, Финляндии, Литвы, Беларуси. Час-полтора езды от Мурманска. Границу с Норвегией нельзя пешком переходить, только на машине или автобусе. В пятницу нормально пропустили минибас с нашими, правда, дольше обычного держали.
Из рассказа удачливого покорителя российско-норвежской границы следует, что из Мурманска он со спутниками выехал в 7 утра, в 8.20 уже был в Титовке (первое приграничное КПП с российской стороны), на тот момент в очереди было около 30 машин, в которых ожидало проверки документов порядка 100 человек. Прохождение первого пункта пропуска заняло 5 часов. Исходя из полученного опыта, россиянин советует своим последователям приезжать в Титовку не позднее 5 утра или, наоборот, ближе к полудню: в промежутке с 8 до 11 утра очередь практически не пополнялась, соответственно, подъехавшие незадолго до обеда прошли процедуру быстрее тех, кто стоял с 8 утра.
«А знаете, почему мы так долго стояли на российском КПП? – пишет в тематическом чате россиянин. - Да потому что мужчина средних лет в форме, подобно ленивцу из “Зверополиса”, заносил данные каждого мужчины призывного возраста в специальный телефон, тратя по нескольку секунд на поиск каждой буквы и отвлекаясь на разговоры с коллегами. Это какое-то дикое мучение и испытание стойкости для всех, проходящих границу. А потом устройство сломалось. Двинуться к следующему рубежу удалось в 13.15. Пять часов мы наблюдали за тем, как мужчина бился в неравной схватке с техническим прогрессом. Зато второе КПП прошли минут за семь».
Наблюдавшие это действо россияне предположили, что таким образом отечественный пограничник проверяет наличие повесток у выезжающих мужчин. По их словам, российские пограничники вопросы задавали стандартные: «Зачем следуете в Норвегию?», «Куда полетите из Осло?» и т.п. Некоторых, если верить успешным путешественникам «за бугор», пропускали вообще без лишних разговоров. Зато на норвежской стороне расспросы были более подробными: пришлось не только показать билеты, но и детально рассказать о своей работе и планах на пребывание в Норвегии. «Всего прохождение границы со всеми КПП заняло 10 часов и стоило кучи потраченных нервов и сил», - подчеркивает россиянин, сообщая, что попасть в Европу «по земле» все же возможно.
Пока возможно – но, если верить самим норвежцам, и самый северный путь из РФ в ЕС через единственный переход Борисоглебск-Стурскуг может в ближайшее время накрыться медным тазом.
- Наши министры заявили, что будут закрывать границы по аналогии с Финляндией, - делится расстроенный житель норвежского городка Стурскуг, у которого с российской стороной, как он выражается, «литтл бизнес».
Официальная Норвегия (в лице отдела оперативного иммиграционного контроля приграничного полицейского округа) сообщает, что «с 21 сентября приток мужчин с российской стороны резко возрос». К примеру, только 25 сентября за пределы РФ выехало 243 мужчины, из них 91 человек тут же покинули Норвегию через этот же пункт (оттуда можно уехать также в Финляндию, Эстонию, Литву и Латвию – авт.). По словам сотрудников норвежской иммиграционной службы, все «пришельцы» с российской стороны имели в паспортах шенгенские визы, выданные любыми странами, кроме самой Норвегии, а также достаточные суммы наличных, «чтобы иметь возможность оставаться в Шенгене в течение долгого времени». Из этого норвежские власти делают вывод, что российские туристы возвращаться домой не собираются, и стоит применить к ним «еще более строгие правила въезда». По мнению норвежской стороны, их догадка подкрепляется и тем, что по состоянию на 28 сентября их иммиграционный центр получил в 10 раз больше запросов на предоставление политического убежища от граждан РФ, чем за январь-сентябрь прошлого года (в 2022 году 126 запросов, из них большая часть после 21 сентября, а в 2021 было всего 13).
- Да они уже и так ужесточили правила въезда до предела, осталось только совсем закрыть лавку, как Финляндия, - высказывает свое мнение отечественный визовый посредник. – Даже к родственникам, легально проживающим в Норвегии, россиян не пускают. Иногда идут навстречу, если дети к пожилым родителям или наоборот. Но на уровне братьев-сестер и прочих уровней родства уже проблемы.