Введенный режим подразумевает в частности ограничение на въезд на территорию республики легкового автотранспорта (оно не касается жителей Северной Осетии, Южной Осетии и Грузии). Эту меру власти назвали временной и вынужденной – пока ситуация не уляжется. Вопрос только в том, сколько продлится это «пока».
– Только за последние двое суток в Грузию через наш участок границы въехало больше 20 тысяч человек! Мы чисто физически не сможем обеспечить порядок и безопасность, если этот поток будет нарастать», – подытожил вчера глава республики Сергей Меняйло.
Тем временем в Верхнем Ларсе люди уже фактически превратились в автономную коммуну. Желающие нажиться на ситуации активно торгуют кто чем. Зная, что у многих ожидающих закончилась провизия и вода, а ведь в машинах дети, предприимчивые местные жители продают воду по 1500 рублей за пол-литровую бутылку.
– Не доезжая полтора километра до КПП, с правой стороны есть родник – вода течет из трубы круглые сутки! Запасайтесь там! Его не видно из-за фур! Кроме того, питьевая вода есть с торца здания грузовой стоянки в 3-х километрах от КПП. Там же есть магазин и туалет, - делится с товарищами по несчастью одна из стоящих в очереди автомобилисток.
Идет спекуляция бензином, едой. Впрочем, есть и добрые люди – они специально привозят сюда сухпайки, чай, кипяток и даже одежду и делятся с транзитниками. И спрашивают, что привезти из Владикавказа еще.
На обочине вдоль нескончаемой вереницы машин появилось очень много мусора и продуктов жизнедеятельности. Тут же сформировалась группа добровольцев из ожидающих, которая стала этот мусор собирать.
– Мы тут смеемся и говорим, что скоро организуем в Верхнем Ларсе поселение и откроем Макдоналдс, - пытается бодриться Софья, которая везет в Грузию ребенка. Ожидает очереди больше двух суток.
Наиболее отчаявшиеся россияне пытаются срочно продать ставшие «ненужными» автомобили, чтобы дальше идти пешком либо на велосипеде (пеших, как сообщают сегодня те, кто в очереди, тоже сегодня утром не пускали). Так, некий Сергей продает Infiniti за миллион, а Елена - «Ладу-Калину» за 500 тысяч. В телеграм-каналах тут же выскакивают объявления «Выкупим ваше авто прямо на месте». Владикавказцы срочно продают россиянам свои велосипеды по цене от 4 до 15 тысяч рублей за штуку и даже самокаты – в разной степени убитости, ведь на двухколесных транспортных средствах проще всего пересечь границу.
Москвич Дмитрий, который уже это сделал, поделился с «МК» советом:
– Доехал до Владикавказа на поезде, далее – за 600 рублей на такси до начала этой пробки на Ларс, там сел на велосипед, который купил у местного жителя, прошел наших погранцов относительно быстро – на все стандартные вопросы отвечал «Нет». А вот на нейтральной территории пришлось пробыть часов 10-11, и там был ад – люди практически все это время на ногах, видел даже драки. Но вот грузинскую часть прошел еще быстрее, чем российскую, там меня вообще никто ни о чем не спрашивал – просто пропустили.
В Ассоциации туроператоров России бодро заявляют, что вся эта ситуация и запрет на въезд в Осетию не распространяется на туристов, которые едут в санатории, пансионаты, дома отдыха и на туристические базы. Мол, в отелях номера не пустуют, туристический спрос высокий. Сложностей с передвижением экскурсионных автобусов по республике Северная Осетия в рамках экскурсионных программ тоже, по мнению туроператоров, быть не должно. Единственное затруднение, которое могут испытывать автобусы с туристами – это пробки на Военно-Грузинской дороге по направлению к Верхнему Ларсу. Но в АТОР надеются, что в ближайшее время ситуация с машинами должна разрешиться.
Туроператоры также уверяют, что авиационные билеты во Владикавказ из Москвы в цене не выросли. Впрочем, вряд ли это может говорить о том, что Осетия станет в ближайшее время желанным местом для отдыха. О катастрофической ситуации, с которой столкнулись в эти дни гостиницы и частники, сдающие жилье посуточно, «МК» рассказала владелец гостевого дома во Владикавказе Галина.
– Мы работаем с гостиничными фирмами, и у нас сейчас очень много отказников. Отказы пошли несколько дней назад: от тех, кто бронировал номера на 26-е, 27-е, 28-е сентября. Сегодня, не сомневаюсь, будет то же самое. У нас были люди на октябрь и даже на январь. Октябрьские постояльцы уже сообщили, что не приедут, да и на ноябрь достаточно отказных броней.
По словам Галины, сейчас в ее гостинице примерно на 30% меньше туристов, чем обычно в это время, и аналогичную проблему испытывают и другие ее коллеги.
– Спад может увеличиться еще на 30% процентов, и это очень серьёзно ударит по нашему бизнесу, - вздыхает женщина.
Впрочем, местные смотрят на ситуацию философски и верят в лучшее.
– Жизнь же продолжается, то есть, как всегда во все времена, и радость, и боль, и горе идут рядом, - рассуждает Галина. – Сейчас острая ситуация, мы еще никак не можем ее ощутить, осознать. Когда люди привыкнут – и двигаться будут, и ездить будут. По крайней мере, кто едет на работу, командировочные, все равно будут сюда приезжать.
В осетинских отелях владеют информацией о том, куда направляются большинство стоящих в пробках россиян. По их данным, они не собираются останавливаться ни в Грузии, ни в Армении (разве что на короткий период), а планируют двигаться дальше, Иными словами, и Северную Осетию, и Армению, и Грузию будут использовать лишь как транзит.
Россиянка Наталия сначала тоже планировала ехать в Тбилиси, но потом решила переждать, пока все не успокоится, именно в Северной Осетии.
– Главное правило – селиться нужно не в крупном городе, а в маленьком, - делится опытом она. - Там жилье стоит копейки. Впрочем, даже во Владикавказе можно найти приличную современную квартиру за 1,5 тысячи в сутки – цена для короткого срока вполне подъемная. Второе правило – не смотреть на местных жителей свысока: мол, я гость, вы мне должны. Никто не обязан тут говорить на русском (если не умеют или не хотят - не обижайтесь, ведь вы на чужой территории). Смиритесь и попытайтесь встроиться в чужую жизнь.
- Вы чувствуете себя тут туристом?
- Конечно, нет. Меня приютили из сострадания, и я очень этому рада.