- Мы должны понять, что все регионы России работают в едином правовом поле. И в этом плане у нас уже есть опыт Крыма и Севастополя, - пояснила Казакова. - У нас есть единый закон об образовании - в рамках него все будем работать. И сейчас будет переходный период. Наша задача - сделать все максимально комфортно и оперативно для детей, педагогов и родителей.
– А сколько переходный период может продлиться?
– Предположительно пять лет, может быть быстрее. Тем образовательным учреждениям, которые работали по совершенно другим программам, потребуется времени больше. Ведь есть школы, где уроки велись полностью на украинском языке, русский был там вообще выведен. Конечно, там нужен более долгий период. Некоторые директора нам говорили о том, что им самим нужно по русскому подтянуться. Ведь одно дело – когда мы просто говорим, а другое - когда используем предметную речь в физике, математике. Даже когда экзамены в таких школах дети сдавали летом, использовали такую форму, что рядом сидел человек, который помогал им быстро фразы сформулировать. Так что будем и такие формы предусматривать — особенно по отношению к предметникам. Я уже не говорю об уроках истории, географии, ОБЖ.
– А что с учебниками? Их всем хватит?
– Школы в ЛНР и ДНР уже работают и по нашим учебникам, и по нашим планам. Все школы на этих территориях были ими обеспечены к 1 сентября. Учебники одинаковые, это единая вертикаль, эти же программы, которые соответствуют ФГОС. Если окажется, что где-то учебников не хватило или что-то произошло, значит, будем еще пополнять.
Вопрос с инфраструктурой, по словам Ольги Казаковой, тоже будет решаться по уже имеющемуся опыту регионов.
– Дети и учителя все время говорят, что им нужны интерактивные доски. Мы услышали, зафиксировали — безусловно, в классах они будут. Я была вчера в Краснодоне (ЛНР), пообщалась с директорами. Есть, например, школа, которой 145 лет — конечно, там нужно и ремонт делать, и, безусловно, оборудование новое ставить. В Волновахе, например, в школе стеклопакеты вставили. Инфраструктурой будем заниматься. Где-то придется и построить все заново. У детей должны быть новые компьютерные классы — очень важно, чтобы информация поступала ребятам одинаково. Они так будут чувствовать себя одном на уровне со всеми школами. Уже есть и взаимопомощь — например, Тюмень помогает Краснодону, Ставропольский край — Антрациту.
- Наверняка, потребуются и дополнительные учителя?
– У нас и в регионах есть дефицит кадров — это проблема общего плана. Понятно, что в городах и селах, о которых мы говорим, более пульсирующая ситуация, но губернаторы знают, как с этим работать. Например, в Краснодоне не было предметника по физкультуре – они говорят: «У нас студент выпустится только через три года». В итоге там же, в ЛНР, и нашли учителя. Данные по кадрам, по возможности замены сейчас собирает Минпросвещения — там работает целая команда людей, с директорами постоянно на связи. Но будет нечестно сказать, что мы всю ситуацию знаем. Люди приезжают, уезжают каждый день. Где-то все дети на месте, где-то уехали — например, в Россию, но могут вернуться. Специфика с том, что работа будет адресной.
Ольга Казакова добавила, что присоединенные территории будут включены и в программу школьного горячего питания, также будет реализовано много творческих программ.